1196

Сами контролируйте свой рынок

Казахстан ждут перемены на рынке пассажирских перевозок. Министерство транс­порта предложило передать конт­роль за автобусами, такси и автовокзалами саморегулируемым организациям (СРО). Это должно сократить бюрократию и коррупционные риски, а также обеспечить более гибкие и честные правила для всех участников. Но вызовет ли новый подход доверие у перевозчиков?

Сами контролируйте свой рынок

Министр транспорта Марат КАРАБАЕВ на пленарке мажилиса представил законопроект по вопросам передачи некоторых госфункций в саморегулирование. Документ включает в себя несколько направлений. Среди них передача СРО функций по организации регулярных международных, межобластных и нерегулярных автобусных перевозок, а также деятельности такси и их диспетчерских служб. В дополнение к этому по предложению депутатов под управление саморегулируемых организаций могут перейти автовокзалы.

- Мы создаем возможность для перевозчиков работать в союзе единомышленников, где конкуренция будет строиться на добросовестных принципах, а профессионально слабые игроки смогут отсеиваться сами, - отметил Карабаев.

Законопроект детально регламентирует процесс создания саморегулируемых организаций, включая порядок их регистрации, права и обязанности членов, а также правила включения и исключения из реестра. Размер членских взносов будут устанавливать сами члены палат автоперевозчиков, законопроектом установлены лишь пределы. Так, для автобусных перевозчиков сумма должна варьироваться от 1 до 7 МРП, для такси - от 0,25 до 2 МРП, а для диспетчерских служб и такси-приложений - от 2 до 700 МРП в зависимости от количества заказов в сутки. Для автовокзалов - от 15 до 70 МРП, автостанций - от 5 до 10 МРП.

Не все депутаты разделили оптимизм министра. Мажилисмен Ринат ЗАИТОВ выразил сомнение в эффективности предлагаемых реформ, задавая вопросы о справедливости перехода в СРО и их влиянии на малый бизнес. Карабаев в ответ заверил, что готов взять на себя ответственность за результат нововведений.

А депутат Бауыржан СМАГУЛОВ поинтересовался сроками реализации нововведений. Карабаев пояснил, что переход на новую систему займет около полутора лет: шесть месяцев отведено на вступление перевозчиков в СРО и еще год - на отладку процессов. В отношении таксистов на начальном этапе ново­введения затронут лишь официальных операторов, что позволит оценить влияние реформы на рынок.

Законопроект одобрен мажилисом в первом чтении.

В Казахстане опыт СРО уже применялся в таких сферах, как оценочная деятельность и юридические консультации.

Тогжан ГАНИ, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Астана

Поделиться
Класснуть