Что скрывают недра?
Олигархическим и лоббистским назвали депутаты мажилиса новый законопроект по вопросам недропользования
И что любопытно: в лоббизме они обвинили своих же коллег, поскольку этот документ разработала группа парламентариев. Нешуточный спор с критикой и упреками разгорелся во вторник, когда законопроект официально представили в нижней палате законодательного органа.
Первым делом вице-спикер мажилиса Альберт РАУ - кстати, соавтор законопроекта - подчеркнул, что документ внесли в правительство ровно год назад.
- Заключение мы ждали до апреля этого года. И внесли только в сентябре. Законопроект направлен на то, чтобы снять все вопросы, связанные с непрозрачностью предоставления прав недропользования. Потеряв столько времени на согласование, надо постараться в этом году все-таки передать в сенат. Прошу поддержать! Но, естественно, работа в рабочей группе будет, порядок никто не отменял, - сказал Рау.
В ходе обсуждения документа возмутился депутат Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ, член рабочей группы по законопроекту о совершенствовании сферы недропользования:
- Я против данного законопроекта и поддерживать его не буду! Государственные интересы отдавать третьим лицам неправильно! Когда вы отдавали законопроект в правительство, какое министерство его рассматривало? Это категорически неправильный законопроект! Человек, который передал этот документ с такими позициями, работает против своего государства!
- Альберт Павлович, - обратился мажилисмен к Рау, - вы ставите перед фактом, что этот вопрос с правительством согласован. Какая рабочая группа его отправила? Рабочая группа даже не обсуждала законопроект. Как тогда правительство дает заключение? Без моего ведома все делаете, очень неправильно. Я знаю, кто лоббирует эти интересы! Хотите назову?
- Это инициативный законопроект. Заключение правительства мы ждали полгода. Каждая поправка - со ссылкой на поручение президента. Это очень серьезное обвинение! - отреагировал вице-спикер.
Следом депутат Бакытжан БАЗАРБЕК раскрыл тему лоббизма. По его словам, ранее в Кодекс о недрах и недропользовании проскользнула норма, когда на одного человека оформляется до 200 блоков.
- Что такое один блок? Это почти 2 километра территории! Представьте, один недропользователь может обладать до 200 блоков - разведка и добыча. В свое время это сделали для того, чтобы “кто первый встал, того и тапочки” - по принципу первой заявки. Использует он эти блоки или нет - территории все равно его.
В этом законопроекте до 200 блоков так и оставили! Мы же с вами понимаем: какой бы крупный недропользователь ни был, столько блоков осваивать он не может. Но он, по сути, становится местным монополистом! - возмутился Базарбек.
Еще одна лоббистская норма, продолжил он, - “предоставление недропользователями отчетности и документов не требуется, если они могут быть получены из госинформсистем на едином портале”.
- Но нам, юристам, всегда приходит один ответ: “это коммерческая информация”. У нас 10 статей в разных законах уже признаны неконституционными. Это (закон о недропользовании. - Л. Т.) будет большим позором, потому что лишает доступа к информации, - уверен депутат.
Дальше - больше. По его словам, соглашение о переработке твердых полезных ископаемых может быть заключено по проектам, объемы инвестиций по которым составляют не менее 70 000 000-кратного размера.
- Малый бизнес захочет создать условия для переработки полезных ископаемых, а ему откажут, потому что его объем не соответствует 70 млн. А 70 млн - это только те предприятия, которые находятся в руках конкретных лиц. Это чисто олигархическая норма! - воскликнул Базарбек.
Правда, для несведущих так и осталось непонятным, что это за показатель “70 млн”.
Указал депутат и на норму, согласно которой аукцион признается недействительным только по иску заинтересованного лица:
- Но в положении уполномоченных органов сказано, что если нарушаются требования закона, они подают иски в суд. Этим законопроектом они сняли с себя ответственность и перекладывают ее. Я понимаю, что вам судиться с олигархами не очень-то приятно!
А об основных новеллах законопроекта рассказал коллегам мажилисмен Константин АВЕРШИН. По его словам, он разработан главным образом с целью укрепить прозрачный конкурентный порядок в сфере недропользования, поставив под запрет возможности кулуарных решений доступа к недрам, и законодательно закрепить единый портал недропользования в качестве базы данных и инструмента цифровизации.
Так, механизм доступа к твердым полезным ископаемым регламентируется двумя открытыми конкурентными возможностями: принцип первой заявки с фиксацией времени поступления заявок онлайн и онлайн-аукцион.
Причем механизм аукциона будет расширен до всех случаев прекращения прав недропользования или признания их недействительными по старым запасам, контрактам на недропользование, а также по перспективным проектам, которые предоставлялись без открытого рассмотрения, вне конкурса и повышенной платы подписных бонусов, включая случаи индустриально-инновационных проектов и проекты национальных компаний.
- Теперь после ревизии и отзыва прав на недра по таким проектам участки недр по ним заново будут предоставляться только через аукцион без каких-либо привилегированных особых исключений. Это позволит избежать ранее допущенные масштабные нарушения доступа к недрам, фаворитизм и рейдерство.
Сам механизм проведения аукциона тоже подвергнется укреплению, исключив возможность злоупотребления со стороны ее участников. Так, уплата подписных бонусов победителями будет осуществляться до выдачи лицензии на недра, а отказавшемуся уплачивать бонус победителю и его бенефициарам будет запрещено предоставлять недра в следующие 5 лет и разрешать приобретать права на недра у третьих лиц, - проинформировал Авершин.
Механизм принципа первой заявки будет прямым через единый портал, исключив двухэтапность и кулуарность подбора нужных блоков. Скрытая разработка твердых полезных ископаемых под предлогом опытно-промышленной добычи также будет поставлена под запрет и приведет к немедленному отзыву лицензии на разведку.
Лэйла ТАСТАНОВА, Астана