1549

Закулисная война

Уважаемых деятелей искусства изгнали из рядов авторского общества, которое должно защищать их права, да еще и обвинили в клевете. Казахстанские авторы заявили, что будут добиваться справедливости и за свое честное имя готовы идти до конца. Эту резолюцию в протокол не внесли, но она витала в воздухе.

Закулисная война

Поводом для собрания представителей творческой элиты стала затяжная война между авторами и действующим руководством республиканского общественного объединения “Казахстанское авторское общество” (қазАқ). Длится она с 2019 года, когда к власти пришли нынешние лидеры. А очередной виток напряжения спровоцирован обращением в суд группы авторов, вернее, отказом в удовлетворении иска. Активисты хотели ознакомиться с документами, доказывающими легитимность нынешнего руководства, но в этом им было отказано, поскольку обратившиеся были… заочно и тайно решением авторского совета қазАқ из этого самого общества исключены, читай: изгнаны.

Музыкант и композитор Ринат АБДУЛХАЛИКОВ с выпис­ками из протоколов, законов и уставов доказал, что это незаконно, не могут авторы быть изгнаны из общества, защищающего их права. И зачитал огромный список исключенных - более 50 фамилий, среди которых Карина АБДУЛЛИНА, Айжан НУРМАГАМБЕТОВА, Еркеш ШАКЕЕВ, Женис ИСКАКОВА, Алтынбек КОРАЗБАЕВ, Ерлан КОКЕЕВ, Иван БРЕУСОВ, Толкын ЗАБИРОВА и многие другие уважаемые деятели искусства.

қазАқ - это самая крупная отечественная организация по защите авторских прав, которая аккумулирует отчисления за использование произведений и должна распределять их между авторами. Например, каждый телевизионный канал регулярно отправляет рапортичку, сколько каких произведений прозвучало в эфире, и передает соответствующие гонорары для правообладателей, а затем общество выплачивает каждому причитающуюся сумму.

Но уже несколько лет раздаются вопросы и упреки в непрозрачности процесса. Конфликт долго тлел, но теперь пять десятков авторов и правообладателей авторских прав искренне возмущены, что их просто выставили вон. А поскольку в авторской комиссии, принявшей такое решение, уважаемые люди и коллеги, то прозвучал даже крамольный вопрос: а в курсе ли они, что подписали такое решение? Вопрос непраздный.

В суд мятежники изначально обратились, подозревая фальсификацию голосования при утверждении нынешнего руководства.

- Сейчас районный суд отказал нам в иске просто потому, что мы не состоим в обществе! - возмущена Ботагоз КАЛДАЯКОВА. - А вывели нас из состава, причем незаконно, потому что мы пытаемся доказать, что в 2019 году произошел грубый захват власти. Тогда были подделаны подписи, ведь из 128 человек шестерых не было в живых на тот момент и еще несколько артистов сообщили нам, что не подписывали такого документа. И у нас есть заключение экспертизы, доказывающей фальсификацию.

- Что мешает вашему мужу, Мухтару Калдаякову, наследнику композитора Шамши Калдаякова, просто уйти в другое авторское общество?

- Дело в том, что все это время авторские выплаты шли мизерные, а аудиторская проверка показала, что на счетах общества аккумулированы немалые средства, так что бороться есть за что. Но даже не деньги главное. Это просто оскорбительно. Мухтар говорит, что хочет добиться восстановления, а потом уже решит, оставаться в этой организации или нет.

Возмущена и Алуа БАЙКАДАМОВА. Она попросила даже поднять протокол, чтобы узнать, за что же ее, наследницу великого композитора, исключили. Формулировка оказалась эпичной: “За клевету на имя респуб­ликанского общественного объединения “Казахстанское авторское общество” и организацию противоправных действий против него”.

- Думаю, они решили таким образом избавиться от людей, которые выступают против них, - уверена Алуа. - Это стиль нынешнего руководства. С 2019 года никто толком в полной мере не получал гонорары, значит, деньги копятся на счетах. А по поводу клеветы пусть подают на меня в суд, такое обвинение не может быть бездоказательным. Мой дед в 1928 году был арестован, в 1930-м расстрелян - его обвинили в клевете на советскую власть. У нас что - опять 1930-е годы, когда можно вот так просто обвинить в клевете? Задета моя честь - я возглавляю военно-исторический музей, я офицер и не могу этого так оставить!

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть