888

Всё невозможное будет возможно

Покупатели смогут возвращать продавцам медизделия, устройства мобильной связи, авиабилеты и турпутёвки

Всё невозможное будет возможно

Соответствующий запрет на возврат таких товаров и услуг снят законопроектом о защите прав потребителей. Об этих и других важных новеллах документа рассказал министр торговли и интеграции Арман ШАККАЛИЕВ в среду на пленарном заседании мажилиса.

Вводится институт омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей. Он будет оказывать им консультационную помощь, обращаться в суд с иском о защите их прав. Назначать на эту должность и освобождать от нее будет руководитель Минторговли. Омбудсмен будет избираться на четыре года и осуществлять свою деятельность на общественных началах - без оплаты.

У потребителей появится выбор способов защиты своих прав: напрямую подать иск в суд, обратиться в госорган для привлечения продавца к ответственности, в арбитраж, к медиа­тору, в общественные объединения потребителей, ассоциации либо к омбудсмену.

- Предпринимателей будут штрафовать за неудовлетворение требований потребителя на досудебном этапе. Суд будет взыскивать с продавца (изготовителя, исполнителя) штраф в случае неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке. Размер штрафа будет составлять от 10 до 50 процентов от суммы иска: чем меньше сумма иска, тем больше штраф. Данная норма будет мотивировать предпринимателей добровольно устранять нарушения на досудебном этапе, - заявил Шаккалиев.

Законопроект предусматривает также защиту прав потребителей в онлайн-торговле. Так, на электронных торговых площадках должны будут предусмотреть внутренние процедуры допуска продавцов, в рамках которых будут заключать договоры по соблюдению требований по защите прав потребителей. При поступлении жалобы потребителя на продавца электронная торговая площадка должна будет принять меры по восстановлению прав потребителя.

Эта норма позволит уполномоченному органу привлекать бизнесменов к административной ответственности за нарушение законодательства о регулировании торговой деятельности. Например, отказ от предоставления покупателю необходимой информации о товаре, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий повлечет штраф от 6 до 30 МРП. Предприимчивым физлицам грозит предупреждение или штраф в размере 2 МРП.

- Устранены правовые пробелы, на которые обращало внимание потребительское сообщество. В частности, исключены из числа невозвратных товаров медицинские изделия, абонентские устройства сотовой связи.

Исключена 100-процентная невозвратность по договорам о приобретении авиабилетов и туристском обслуживании.

Общественным объединениям потребителей предоставлена возможность делать контрольный закуп товаров и услуг.

Уточнены условия возврата потребителем товара в случае, если он приобрел его в кредит, и взаимоотношения предпринимателей с потребителями с инвалидностью. Базовые принципы закона будут распространены на все сферы услуг, кроме финансовых, - обрадовал прям по пунк­там министр.

Депутат Бакытжан БАЗАРБЕК обратил внимание на норму, исключающую невозвратность авиабилетов:

- Деятельность авиакомпаний Air Astana и Fly Arystan приводит к недовольству населения. Они стараются использовать свои возможности для еще большего удорожания билетов! По-моему, главной проблемой является устаревшая система правового регулирования, которая основана на Варшавской конвенции 1929 года. Может быть, мы должны сделать переход от Варшавской конвенции к Монреальской? Также мы должны предусмотреть имущественную ответственность руководства авиакомпаний и дирекции аэропортов.

- Действительно, невозвратность авиабилетов была законодательно предусмотрена, - подтвердил Арман Шаккалиев. - В рамках нового законопроекта мы снимаем возможность 100-процентной невозвратности билетов. Что касается привлечения к имущественной ответственности, мы получили расширение своей компетенции, предусматривается такая возможность.

В свою очередь мажилисмен Лукбек ТУМАШИНОВ припомнил министру неудовлетворенную петицию населения о возврате к прежнему часовому поясу:

- Когда мы были в Восточно-Казахстанской области, первый вопрос жителей был связан с петицией. Петиция была оглашена, 60 тысяч человек подписали ее. У нас раньше было летнее и зимнее время. Почему сейчас мы не учитываем мнение населения по изменению времени?

В ответ Арман Шаккалиев лишь заметил, что этот вопрос надо изучать еще в течение 2-3 лет, в том числе с точки зрения здравоохранения.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Астана

Поделиться
Класснуть