А нам летать охота!
Отечественные авиакомпании не чураются незаконной продажи билетов
Министерство транспорта рассматривает ряд законодательных поправок для защиты прав пассажиров на случаи задержки рейсов, утери или повреждения багажа и другие негативные для них сценарии. Проблемы гражданской авиации, включая дороговизну авиабилетов, повреждения самолетов и инциденты на борту, прокомментировали в среду на брифинге представители транспортного цеха... пардон, ведомства, с участием казахстанских авиакомпаний.
Ситуацию с частыми задержками авиарейсов прокомментировал вице-министр транспорта Талгат ЛАСТАЕВ.
- Задержки авиарейсов были, есть и будут в любой стране, - сразу обозначил он министерскую позицию а-ля “а мы не сдаемся”. - Первая причина задержек - техническая, далее идет по цепочке. Это вопрос безопасности полетов - на неисправном воздушном судне ни в коем случае нельзя лететь. Было введено обязательное SMS-уведомление, увеличена периодичность, то есть момент, с которого считается компенсация 3 процента (от стоимости авиабилета. - Л. Т.) за каждый час задержки. Это сделали с момента первого оповещения, раньше было с момента задержки.
По словам Ластаева, Минтранс рассматривает ряд поправок, защищающих права авиапассажиров, но...
- …тут тонкая грань, - полагает он. - Мы не должны давить на авиакомпании, заставлять выполнять полеты на неисправных воздушных судах.
Звучат предложения по увеличению штрафов и ответственности, но мы должны понимать, что эти расходы войдут в стоимость полетов, потому что у авиакомпаний нет других видов доходов. В итоге эти штрафы лягут на пассажиров, - словно пригрозил им, то есть всем нам, вице-министр.
По его словам, в этом году транспортное ведомство планирует передать отечественным авиакомпаниям 12 новых самолетов, но заказов больше. Казахстанские авиалинии имеют 101 самолет, но 10 из них не летают по разным причинам. А у производителя - корпорации Boeing - сегодня проблемы с производством и импортом новых лайнеров.
Но и без того в нашей авиации проблем выше крыши.
- В настоящее время ремонтируется взлетно-посадочная полоса в аэропорту Актобе. В аэропорту Актау начались ремонтные работы: они готовятся к зиме. Аэропорт Астаны не ремонтировался 20 лет, 100 тысяч квадратных метров на реконструкции. Мы закончим работу к середине следующего месяца, - пообещал Ластаев.
Но родное министерство, продолжил он, изучает различные подходы из международной практики: страхование при задержках рейсов, утере и повреждении багажа, а также другие варианты компенсаций для пассажиров.
- То есть какие-то передовые подходы, чтобы облегчить пассажиру ситуации, которые случаются. Есть проект Air help - чтобы жалоба подавалась очень быстро в цифровом режиме. Такие меры мы сейчас принимаем и планомерно соблюдаем баланс между интересами авиаиндустрии и потребителей, - подчеркнул замминистра.
Комментируя участившиеся случаи повреждения самолетов в аэропортах, он призвал не позиционировать это как противостояние между авиакомпаниями и аэропортами:
- Мы все делаем одну и ту же работу. Да, такие факты бывают, потому что интенсивность полетов растет. Каждый год у нас на 20-25 процентов растет рынок перевозки пассажиров, соответственно, на этот объем увеличивается количество инцидентов. По каждому инциденту мы проводим расследование, чтобы такое не повторилось.
По данным Ластаева, в августе - в пиковом периоде перевозок - пять воздушных судов были побиты градом, два-три судна разных авиакомпаний повреждены из-за техники, одно судно во время шторма повредил контейнер.
Вместе с тем замглавы Минтранса, отвечая на вопрос журналистов, законна ли все-таки продажа авиабилетов в большем количестве, чем есть мест в самолетах, признал:
- Овербукинг незаконен. Где-то лет пять назад соответствующие правила внесли: количество мест должно соответствовать количеству проданных билетов. То есть этот вопрос урегулирован законодательством в подзаконном акте. Авиакомпании, понимая эту норму, применяют данную практику, да. В случае выявления они привлекаются к ответственности, мы это делаем.
По просьбе корреспондента “Времени” вице-министр пояснил, почему у авиакомпаний нет единого подхода в отношении нетрезвых пассажиров: одни могут пустить на борт очевидно пьяного пассажира, а другие откажут такому в перелете:
- В первую очередь это недопустимо (перелет в нетрезвом виде. - Л. Т.). Этот пассажир никоим образом не должен создавать неудобства остальным. У всех разная физиология, на всех по-разному алкоголь влияет. Есть специальные люди, есть наука профайлинг, которая помогает находить потенциально опасных людей с деструктивным поведением. Персонал, бортпроводники, наземные службы оценивают состояние пассажиров. То есть это сугубо человеческий фактор, возможна дискуссия. Единых правил нет. Это ответственность компании - определить. Этому специально обучаются.
В свою очередь старший вице-президент Air Astana по управлению доходами и коммерческому планированию Ерболат БАЙСАЛЫКОВ ответил на вопрос журналистов о дорогих билетах этой компании:
- С 2021 года по сегодняшний день в авиакомпании не меняли цены на авиабилеты. При этом за этот период в 2022 году была инфляция порядка 20 процентов, в 2023-м инфляция была порядка 10 процентов. Но тарифы остаются на том же уровне, ни на тенге они не повышались. Летний период является сезоном высоких перевозок, как и во всем мире. На этот период мы всегда рекомендуем пассажирам покупать билеты заранее, тогда получится по более низкой цене. А в последний момент (приобретения. - Л. Т.) при таком высоком спросе тарифы будут выше, чем вначале, когда открываются продажи.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Елены МОРОЗОВОЙ, Астана