1037

Нам любые дороги дороги

Премьер-министр Олжас БЕКТЕНОВ возмутился тем, что на ремонт дорог в Казахстане выделяются миллиарды тенге, а дороги все равно никудышного качества - асфальт рассыпается на глазах.

Нам любые дороги дороги

На заседании правительства во вторник глава кабмина зачитал жалобы казахстанцев на дороги, особенно местного значения.

- Жители Мугаджарского района Актюбинской области показали качество уложенного в этом году асфальта между селами Джурун и Каракол. Асфальт крошится даже в руках! А жители села Коянкос Кербулакского района Жетысуской области сами заставили подрядчика прекратить работы из-за несоблюдения технологии укладки полотна. Где акиматы? Почему на постоянной основе не проводится качественный контроль? - негодовал премьер.

Он призвал акиматы моментально реагировать на жалобы жителей. А Министерству транспорта поручил усилить борьбу с коррупцией в строительстве дорог. Глава кабмина обратился к директору Национального центра качества дорожных активов Болатбеку АЙТБАЕВУ с вопросом: как можно улучшить контроль за дорожными работами?

- Что мешает? Какие нужно решения принять, чтобы ваши замечания устраняли в обязательном порядке? Миллиарды перечисляют подрядчикам, а качества нет! - спросил Бектенов.

Айтбаев ответил, что в этом году до начала строительного сезона предприятие проинспектировало 382 асфальтобетонных завода. Из них 109 признаны соответствующими стандартам. Остальным предприятиям дали рекомендации по улучшению, 127 из которых уже повысили качество выпус­каемой продукции.

- Подобные проверки будут проводиться ежегодно в преддверии строительного сезона. Для минимизации влияния человеческого фактора на результаты экспертизы качества дорожно-строительных материалов, Центр качества внедряет автоматизированные системы контроля. Теперь данные с испытательного оборудования в режиме реального времени передаются в единую цифровую платформу “КазРоудЛаб”. Это решение обеспечивает прозрачность и объективность оценки качества материалов, исключая возможность искажения информации. На данный момент система уже работает в четырех областях, - отчитался Болатбек Айтбаев.

Кроме того, за первые шесть месяцев этого года экспертиза качества охватила 100 процентов объектов дорог республиканской сети и 84 - местной. Она выявила 1900 нарушений технологий производства работ. 621 дефект уже устранили, а оставшиеся взяли под конт­роль. По словам Айтбаева, самое главное, чтобы регионы строго соблюдали нормативы.

- Нормативы есть. Нужно мускулы нарастить, чтобы без положительного заключения ни один акт не подписывали! Какие необходимы решения, внесите! - строго заметил премьер-министр.

Бектенов также подчеркнул, что плохое состояние дорог в Казахстане связано в том чис­ле с проездом тяжелых грузовиков. Ранее предполагалось, что запрет на въезд карьерных самосвалов на дороги общего пользования начнет действовать с 2026 года, но правительство ждать долго не намерено.

- Министерству транспорта ранее поручалось принять соответствующие меры по недопущению проезда тяжелой техники, не соответствующей допустимым параметрам. Необходимо проработать вопрос по введению данной нормы уже с 2025 года! - поручил Бектенов.

Министр транспорта Марат КАРАБАЕВ позже пояснит, что тяжелые грузовики часто перевозят грузы, превышающие допустимые нормы, и разбивают дороги.

- В любой проектно-сметной документации при строительстве дорог стоимость монтажных работ закладывается, соблюдаются нормы - не больше 25 тонн. Вот мы в Астане установили шесть камер. На грузовых автомобилях разрешено провозить не более 25 тонн, на этих авто возили груз 108-112 тонн! Поэтому наши дороги портятся. Всего по стране зарегистрировано более 450 тысяч грузовых автомобилей, из них 60 тысяч не соблюдают разрешенный объем перевозки.

В связи с этим разработаны соответствующие законодательные поправки для усиления ответственности владельцев карьеров по соблюдению весовых параметров, запрета выхода карьерных самосвалов на дороги общего пользования. Данные нормы планируется внести в мажилис до сентября и в последующем ввести в действие с начала 2025 года, - сказал Карабаев на пресс-конференции после заседания кабмина.

Для борьбы с “тяжелой артиллерией” на дорогах в Казахстане планируют установить 220 автоматических станций для измерения веса грузовиков до конца 2025 года. Они будут работать автоматически и фиксировать вес машин в режиме реального времени, что позволит исключить человеческий фактор и объективно штрафовать нарушителей. Система будет аналогична “Сергеку”, который регистрирует нарушения ПДД.

- Мы повысим ответственность держателей карьеров, возможно, вплоть до лишения лицензии, так как владельцы карьеров загружают авто сверх нормы. Второе - запрет на перевозку именно большегрузными машинами грузов по общим дорогам. То есть самостоятельно авто могут ездить, но с грузом нет. Размер штрафа пока обсуж­дается. Сейчас подготовили поправки, с которыми пойдем в мажилис в сентябре, - заключил Марат Карабаев.

Кстати, на заседании стало известно, что запланированное строительство новых дорог Караганда - Жезказган, Актобе - Улгайсын и объездной дороги вокруг города Сарыагаша потребует изъятия 550 земельных участков.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть