Нам любые дороги дороги
Премьер-министр Олжас БЕКТЕНОВ возмутился тем, что на ремонт дорог в Казахстане выделяются миллиарды тенге, а дороги все равно никудышного качества - асфальт рассыпается на глазах.
На заседании правительства во вторник глава кабмина зачитал жалобы казахстанцев на дороги, особенно местного значения.
- Жители Мугаджарского района Актюбинской области показали качество уложенного в этом году асфальта между селами Джурун и Каракол. Асфальт крошится даже в руках! А жители села Коянкос Кербулакского района Жетысуской области сами заставили подрядчика прекратить работы из-за несоблюдения технологии укладки полотна. Где акиматы? Почему на постоянной основе не проводится качественный контроль? - негодовал премьер.
Он призвал акиматы моментально реагировать на жалобы жителей. А Министерству транспорта поручил усилить борьбу с коррупцией в строительстве дорог. Глава кабмина обратился к директору Национального центра качества дорожных активов Болатбеку АЙТБАЕВУ с вопросом: как можно улучшить контроль за дорожными работами?
- Что мешает? Какие нужно решения принять, чтобы ваши замечания устраняли в обязательном порядке? Миллиарды перечисляют подрядчикам, а качества нет! - спросил Бектенов.
Айтбаев ответил, что в этом году до начала строительного сезона предприятие проинспектировало 382 асфальтобетонных завода. Из них 109 признаны соответствующими стандартам. Остальным предприятиям дали рекомендации по улучшению, 127 из которых уже повысили качество выпускаемой продукции.
- Подобные проверки будут проводиться ежегодно в преддверии строительного сезона. Для минимизации влияния человеческого фактора на результаты экспертизы качества дорожно-строительных материалов, Центр качества внедряет автоматизированные системы контроля. Теперь данные с испытательного оборудования в режиме реального времени передаются в единую цифровую платформу “КазРоудЛаб”. Это решение обеспечивает прозрачность и объективность оценки качества материалов, исключая возможность искажения информации. На данный момент система уже работает в четырех областях, - отчитался Болатбек Айтбаев.
Кроме того, за первые шесть месяцев этого года экспертиза качества охватила 100 процентов объектов дорог республиканской сети и 84 - местной. Она выявила 1900 нарушений технологий производства работ. 621 дефект уже устранили, а оставшиеся взяли под контроль. По словам Айтбаева, самое главное, чтобы регионы строго соблюдали нормативы.
- Нормативы есть. Нужно мускулы нарастить, чтобы без положительного заключения ни один акт не подписывали! Какие необходимы решения, внесите! - строго заметил премьер-министр.
Бектенов также подчеркнул, что плохое состояние дорог в Казахстане связано в том числе с проездом тяжелых грузовиков. Ранее предполагалось, что запрет на въезд карьерных самосвалов на дороги общего пользования начнет действовать с 2026 года, но правительство ждать долго не намерено.
- Министерству транспорта ранее поручалось принять соответствующие меры по недопущению проезда тяжелой техники, не соответствующей допустимым параметрам. Необходимо проработать вопрос по введению данной нормы уже с 2025 года! - поручил Бектенов.
Министр транспорта Марат КАРАБАЕВ позже пояснит, что тяжелые грузовики часто перевозят грузы, превышающие допустимые нормы, и разбивают дороги.
- В любой проектно-сметной документации при строительстве дорог стоимость монтажных работ закладывается, соблюдаются нормы - не больше 25 тонн. Вот мы в Астане установили шесть камер. На грузовых автомобилях разрешено провозить не более 25 тонн, на этих авто возили груз 108-112 тонн! Поэтому наши дороги портятся. Всего по стране зарегистрировано более 450 тысяч грузовых автомобилей, из них 60 тысяч не соблюдают разрешенный объем перевозки.
В связи с этим разработаны соответствующие законодательные поправки для усиления ответственности владельцев карьеров по соблюдению весовых параметров, запрета выхода карьерных самосвалов на дороги общего пользования. Данные нормы планируется внести в мажилис до сентября и в последующем ввести в действие с начала 2025 года, - сказал Карабаев на пресс-конференции после заседания кабмина.
Для борьбы с “тяжелой артиллерией” на дорогах в Казахстане планируют установить 220 автоматических станций для измерения веса грузовиков до конца 2025 года. Они будут работать автоматически и фиксировать вес машин в режиме реального времени, что позволит исключить человеческий фактор и объективно штрафовать нарушителей. Система будет аналогична “Сергеку”, который регистрирует нарушения ПДД.
- Мы повысим ответственность держателей карьеров, возможно, вплоть до лишения лицензии, так как владельцы карьеров загружают авто сверх нормы. Второе - запрет на перевозку именно большегрузными машинами грузов по общим дорогам. То есть самостоятельно авто могут ездить, но с грузом нет. Размер штрафа пока обсуждается. Сейчас подготовили поправки, с которыми пойдем в мажилис в сентябре, - заключил Марат Карабаев.
Кстати, на заседании стало известно, что запланированное строительство новых дорог Караганда - Жезказган, Актобе - Улгайсын и объездной дороги вокруг города Сарыагаша потребует изъятия 550 земельных участков.
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана