796

Хороши душой и делом

В Астане продолжают активно разрабатывать и внедрять инновационные подходы в поддержке бизнеса, открывая новые перспективы для местных предпринимателей. Особое внимание уделяется социально ориентированным предприятиям.

Хороши душой и делом

В условиях современных экономических вызовов с одной стороны и стремительного развития технологий - с другой поддержка предпринимательства повсеместно в Казахстане становится неотъемлемой частью муниципальной политики. В Астане городская администрация предпринимает целый комплекс мер для стимулирования бизнеса и содействия инновациям.

В первую очередь речь идет о финансовой поддержке: выделении субсидий, грантов и других форм финансирования для развития бизнеса и реализации проектов. Кроме того, в столице действуют программы консультаций и обучения по вопросам ведения бизнеса, а также организуются тренинги и семинары по различным аспектам предпринимательской деятельности.

Инфраструктурная поддерж­ка тоже имеет место. А именно в части создания и развития предпринимательских инфраструктур, включая бизнес-инкубаторы, технопарки и другие площадки для развития стартапов и малого бизнеса.

Большая работа ведется и в плане упрощения административных процедур - снижаются бюрократические барьеры, облегчается регистрация и лицензирование бизнеса, что способствует улучшению предпринимательского климата.

Отдельное внимание уделяется поддержке инноваций и технологического развития. Осуществляется это путем стимулирования инновационной деятельности, внедрения новых технологий и цифровизации бизнес-процессов. Все это работает на создание благоприятной среды для развития собственного бизнеса. Улучшение деловой репутации города неизбежно привлекает внимание предпринимательского сообщества и инвесторов.

При этом необходимо отметить, что бизнес в Астане, как и во многих других городах рес­публики, проявляет разно­образие подходов к социальной ориентации. В столице существует как традиционный коммерческий сектор, так и предприятия, целью которых является не только максимизация прибыли, но и решение социальных проб­лем и улучшение благосостояния общества.

Интересно, что, хотя предприниматели стремятся к социальному влиянию, их модели бизнеса обычно направлены на обеспечение финансовой устойчивости и самофинансирование, чтобы быть независимыми от государственной или благотворительной поддержки в долгосрочной перспективе. И все же такая поддержка столичными властями оказывается.

В конце июня в Астане стартовал прием заявок от предпринимателей для участия в конкурсе по предоставлению государственного гранта для субъектов социального предпринимательства. Сумма может составить до 5 миллионов тенге.

Конкурс проводит столичное управление по инвестициям и развитию предпринимательства. Процесс полностью автоматизирован, и заявки принимаются только в онлайн-формате на портале kezekte.kz.

Участниками могут быть исключительно субъекты социального предпринимательства, включенные в реестр субъектов, не осуществляющие деятельность, связанную с подакцизной продукцией.

Обязательных условий для претендентов на грант три.

Прежде всего это софинансирование предпринимателем расходов на реализацию его бизнес-проекта в размере не менее 20 процентов от объема предоставляемого государственного гранта, в том числе личным движимым или недвижимым имуществом, участвующим в бизнес-проекте. Во-вторых, проектом непременно должно быть предусмотрено создание новых рабочих мест.

Наконец, обязательно наличие в бизнес-проекте предпринимателя инвестиционного плана, который должен либо опираться на имеющуюся инфраструктуру, либо предполагает создание достаточной инфраструктуры для реализации проекта.

Кроме того, нужно будет подтвердить статус социального предпринимателя, предоставив копию соответствующего документа.

Важно учитывать, что гранты не могут быть предоставлены предпринимателям, находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства, а также тем, деятельность которых приостановлена в соответствии с действующим законодательством.

В конкурсе нет смысла участвовать и тем, кто имеет задолженность по налогам и другим обязательным платежам в государственный бюджет или находится в реестре недобросовестных участников государственных закупок.

Как подчеркивают в управлении, средства гранта могут быть использованы на приобретение основного оборудования, сырья, материалов, технологий, франшиз, а также на оплату расходов, связанных с исследовательскими работами. Одновременно с этим есть ряд ограничений. В частности, эти деньги нельзя использовать для приобретения недвижимого имущества или земельного участка, равно как и для уплаты аренды.

Строго будут следить и за тем, чтобы грант не ушел на покупку оборудования у лиц, аффилированных с предпринимателем - у его близких родственников, например. Запрещено также тратить грант на подержанное оборудование и на приобретение легкого автотранспорта и сельхозживотных.

При рассмотрении конкурс­ных заявок комиссия принимает решение о возможности или невозможности предоставления государственного гранта, руководствуясь такими критериями оценки бизнес-проекта, как новизна идеи, ее конкурентоспособность (тут учитываются проработка рыночной потребности и маркетинговый анализ), а также готовность проекта к внедрению.

При этом по критерию новизны предпочтение отдается проектам, предусматривающим выпуск товаров, оказание услуг и выполнение работ, ранее не реализованных в столице, а также применение новых или усовершенствованных технологий. Между прочим, подобные конкурсы вовсе не являются некой благотворительностью со стороны государства. В них есть четкая логика и продуманный интерес.

Дело в том, что социальные предприниматели часто применяют инновационные и креативные подходы к решению социальных задач, используя как бизнес-модели, так и технологии. Традиционные методы могут быть неэффективными или недостаточными для решения некоторых проблем, а вот новаторские подходы способны принести действенные решения. При этом они могут открыть новые рыночные возможности и бизнес-модели, что способствует росту и устойчивости социальных предприятий. Например, использование технологий или альтернативных подходов может привлечь новых клиентов и партнеров.

В конце концов, социальные предпринимательские проекты часто выделяются на фоне других инициатив, что помогает стимулировать общественный интерес к социальным проблемам и их решению, привлекая внимание и усиливая понимание необходимости изменений.

Александр СКРЕЛИНГ, Астана

Поделиться
Класснуть