Машинные войны
Петиция об отмене утильсбора набрала более 50 тысяч подписей всего за две недели. В Минпромстрое ее обещают рассмотреть и дать ответ до 5 июля.
Петиция под названием “Народ против утильсбора и первичной регистрации” появилась на сайте epetition.kz 10 мая. И, несмотря на сложности подписания, за две недели набрала рекордное количество голосов - 50 125 подписей граждан, подтвержденных их электронно-цифровыми подписями (ЭЦП), и более 4000 комментариев.
С момента введения утилизационного и регистрационного сборов на автотранспорт прошло более 8 лет. Каковы результаты? “С последующим бездумным распространением утильсбора на сельхозтехнику это привело к уничтожению конкуренции и, как следствие, к резкому росту цен на автомобили, сельхозтехнику и спецтехнику. Кроме этого выросли цены на все, связанное с автотранспортом и механизацией: грузоперевозки, услуги механизации и общественного автотранспорта, продукты питания, товары народного потребления, стоимость жилья и многое другое”, - говорится в петиции.
Из ее текста также следует: из-за недоступных цен граждане Казахстана перестали обновлять личный автотранспорт, как следствие - автопарк страны катастрофически постарел. Так, средний возраст автомобиля за период с 2016 по 2024 год вырос с 12 до 22 лет. На сегодня в парке грузовых авто доля машин, произведенных более 10 лет назад, составляет 80 процентов, в пассажирском автотранспорте - 73 процента, в сельском хозяйстве требует замены 85 процентов парка.
“Наш рынок сельхозпродукции захватывается российскими и белорусскими производителями. Отечественные аграрии стали неконкурентоспособными, многие находятся на грани банкротства, идет отток населения из северных аграрных регионов!
Государство в целом понесло огромные потери. Колоссальные средства ушли на создание несуществующей системы утилизации, развитие искусственного олигархического автопрома, списанные госкредиты, обанкротившиеся проекты, отвлечения народных денег из Нацфонда и прочее”, - сказано в петиции.
Ее инициатор - один из лидеров общественного движения “Нет утильсбору” Санжар БОКАЕВ отметил на пресс-конференции во вторник, что не ждет адекватной положительной реакции кабмина:
- Я уже просчитываю шаги правительства, которое будет всяческими путями пытаться отвертеться от нашей петиции и сделать все, чтобы за эти 40 рабочих дней, в течение которых оно должно вынести свое решение, попытаться подписать другую петицию, в противовес нашей. Министр промышленности ШАРЛАПАЕВ, который обозвал всех, кто подписал нашу петицию, “перекупщиками”, сказал, что в автопроме работают тоже 50 тысяч человек!
Бокаев продемонстрировал ответ Министерства промышленности и строительства, правда, полугодовой давности, где сказано, что на предприятиях автопрома трудоустроены 5900 человек. Как за это время там появились 50 тысяч работников, остается загадкой.
- Их (альтернативная - Е. Т.)петиция называется “За повышение благосостояния народа Казахстана”. О каком благосостоянии они говорят, если весь утильсбор собирают с народа, с наших карманов, и отдают олигархам? - задается вопросом Бокаев.
По его словам, сейчас в экономике Казахстана наблюдается огромный дефицит бюджета, потому что правительство освободило от уплаты НДС, КПН, таможенных пошлин этих самых автосборщиков и многих олигархов. И эти деньги, по данным спикера, исчисляются даже не миллиардами, а триллионами.
- Высокая стоимость автомобилей, сельхозтехники и спецтехники усиливает инфляцию. Ни одно из обещаний, данных восемь лет назад, не было исполнено. Утильсбор, главное предназначение которого - улучшение окружающей среды, привел к еще большему загрязнению воздуха, - с грустью констатирует общественный деятель.
- Два года назад, - напомнил Бокаев, - президент ТОКАЕВ поддержал наше движение, сказал все пересмотреть, отдать ТОО “Оператор РОП” “Жасыл даму”. Правительство, недолго думая, всего лишь на 50 процентов сократило ставки утильсбора без каких-либо расчетов.
Кстати, неэффективность нынешнего утильсбора была признана Высшей аудиторской палатой. С требованием снизить ставки утильсбора и первичной регистрации в свое время выступали депутаты мажилиса и сената. Другие министерства, по словам Бокаева, тоже не возражают против снижения или отмены утильсбора. Единственный госорган, покрывающий сегодня эти сборы, - Министерство промышленности, отметил он.
Впрочем, участники общественного движения пришли на пресс-конференцию не только ругать правительство - они готовы ему помочь и подготовили даже 30 конкретных предложений. Не будем все их приводить здесь, ограничимся основными: снизить ставки утильсбора на легковые авто (категория М1) до 100 тысяч тенге, на остальные категории автотранспорта - до 0 тенге, полностью отменить утильсбор на сельхозтехнику, снизить ставки за первичную регистрацию автотранспорта.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Министр промышленности и строительства Канат ШАРЛАПАЕВ сообщил, что ответ на петицию об отмене утилизационного сбора обязательно будет.
Согласно законодательству создадут комиссию, которая будет выезжать в регионы и проводить региональные консультации, возможно, посетит некоторые заводы и производителей.
- После этого подводим итоги работы комиссии, после чего проводятся общественные слушания. Весь процесс занимает порядка 40 дней, то есть с 24 мая по 5 июля мы должны будем дать формальное мнение по итогам подписанной петиции. В случае если у нас будут альтернативные петиции, они тоже будут приняты к рассмотрению и точно так же будут рассматриваться государством, - заявил министр во вторник на пресс-конференции в правительстве. - Закон обязывает нас обе петиции принимать во внимание при рассмотрении того или иного вопроса. То есть сам механизм законодательно предусматривает, что мы обязательно все петиции, которые набрали соответствующее количественно голосов, будем рассматривать в установленном законодательством порядке.
Лэйла ТАСТАНОВА, Астана