Кому права дадут автоматом?
В Казахстане изменятся правила управления мопедами, ужесточатся требования к их владельцам, станциям технического осмотра и автошколам. Повысятся штрафы за превышение скорости на 60 и более километров в час. Соответствующие поправки в закон “О дорожном движении” и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) во втором чтении принял мажилис в среду на пленарном заседании.
О поправках рассказала мажилисвумен Екатерина СМЫШЛЯЕВА. По ее словам, мопеды с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров тоже отнесут к механическим транспортным средствам, которые подлежат государственной регистрации с получением государственного номерного знака. Для предотвращения коллапса в автоЦОНАх новые требования к регистрации введут в действие через 6 месяцев после подписания закона. Это время дается для легализации мопедов.
Вместе с тем водителей мопедов приравняют к полноправным участникам дорожного движения. Это значит, что для управления мопедами необходимо проходить обязательную регистрацию в уполномоченном органе, ежегодный техосмотр, а также оформлять обязательное страхование гражданско-правовой ответственности.
Еще одно важное требование для мопедистов - получение водительского удостоверения категории А1. Водителям категорий А, В и С она будет присваиваться автоматически, без дополнительного обучения. На решение вопроса с водительскими правами дадут также полгода.
Мопедистов-нарушителей будут привлекать к ответственности наравне с водителями автомобилей. Сейчас за нарушение ПДД их наказывают штрафом 2 МРП. После вступления закона в силу, например, за проезд на запрещающий сигнал светофора им будет грозить штраф 10 МРП.
Сейчас управление мопедом в пьяном виде влечет такую же ответственность, как за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, предусматривается штраф 5 МРП. После принятия норм водителей мопедов будут арестовывать на 15 суток и лишать прав на семь лет. Не имевшие водительских прав нарушители ПДД не смогут получить их в течение семи лет.
Закон предусматривает также новый порядок контроля скоростного режима на трассах республиканского значения с введением средней скорости, которая будет высчитываться автоматически сертифицированными контрольно-измерительными приборами на прямолинейных участках дорог и за городом, где отсутствуют объездные пути. За превышение средней скорости новый вид ответственности вводиться не будет. Действующая статья 592 КоАП уже предусматривает штраф 10 МРП за превышение установленной скорости движения от 10 до 20 километров в час.
Но за превышение скорости на 60 и более километров в час от разрешенной вводится более строгая ответственность - штраф 40 МРП.
Ужесточаются требования к станциям техосмотра. Чтобы открыть СТО, нужно будет не уведомить уполномоченный госорган, как сейчас, а получить у него разрешение на работу, предоставив весь пакет документов и данные о наличии материально-технической базы.
- Исключается самоподготовка к экзамену по вождению, теперь она будет проводиться только в специальных образовательных организациях. Кроме того, инструкторы по вождению в момент обучения и сдачи экзамена приравниваются к водителям автотранспортных средств, а обучение в городских условиях должно проводиться по согласованным маршрутам, - заключила Екатерина Смышляева.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана