Не нарушайте - не оштрафуют
Водителей мопедов приравняют к водителям механических транспортных средств. Их обяжут проходить обязательную регистрацию, получать водительское удостоверение категории А1, делать страховку и проходить ежегодный техосмотр.
В среду на планерном заседании мажилиса депутат Екатерина СМЫШЛЯЕВА представила законопроект по вопросам организации движения отдельных видов транспортных средств и цифровизации дорожной безопасности. Она отметила, что увеличение количества мопедов на дорогах привело к росту аварий: в 2023 году их зарегистрировано 750, что в четыре раза больше, чем в 2022-м.
С этим безобразием планируют бороться государственной регистрацией мопедов с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров. Правда, как тогда будут регулировать электромопеды с более мощными электрическими двигателями, в законопроекте не сказано.
Водителей мопедов приравнивают к водителям механических транспортных средств, соответственно, они будут нести полную ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях. Для управления мопедами придется получать водительское удостоверение категории А1, проходить ежегодный техосмотр, а также оформлять обязательное страхование гражданско-правовой ответственности водителей транспортных средств и регистрировать сами мопеды. А за езду без прав будут наказывать.
Наряду с этим вводится средняя и максимальная скорости движения транспортного средства. Средняя скорость будет высчитываться автоматически на прямолинейных участках дорог и за городом, где нет объездных путей. За превышение скорости на 60 километров в час и более вводится штраф 40 МРП (147 680 тенге в 2024 году).
Вместе с тем акиматы наделят компетенцией определять порядок эксплуатации электрических самокатов, в том числе скорость движения, разрешенные места, исходя из условий развития дорожной инфраструктуры каждого региона.
Депутат Болатбек НАЖМЕТДИНУЛЫ спросил у представителей Министерства транспорта и МВД, во сколько бюджету обойдется цифровизация дорожной безопасности и на сколько, соответственно, сократятся автоэкипажи полицейских.
Тут слово попросила Екатерина Смышляева:
- Почему никто из нас не задает вопрос: сколько стоит для экономики человеческая жизнь в ДТП?
После этого восклицания Смышляевой стало ясно, что расходы полиции точно никто снижать не будет.
В кулуарах после пленарки заместитель министра внутренних дел Игорь ЛЕПЁХА сказал журналистам, что новый штраф 40 МРП за превышение скорости затронет только злостных нарушителей скоростного режима:
- Те нормы, которые касаются превышения на 10, 20, 40 километров в час, остаются. Есть нормы, ужесточающие ответственность за грубое превышение скоростного режима - условно до 60 и свыше 60 километров в час. То есть получается, что это та категория граждан, которая, допустим, при разрешенной скорости 60 километров в час движется 120, демонстративно нарушая правила на дорогах.
Журналисты спросили, почему у нас штрафы порою превышают доходы населения.
- Если правила не нарушать и если законы соблюдать, то какая разница, какая сумма штрафа? - удивился Игорь Лепёха.
Лэйла ТАСТАНОВА, Астана