Закономерная капитуляция?
Правительство 5 февраля неожиданно практически для всех казахстанцев и подавляющего большинства экспертов подало в отставку. Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ в тот же день принял ее. Исполнять обязанности премьера до формирования нового состава кабинета назначен Роман СКЛЯР, занимавший пост первого вице-премьера.
Примечательно, что еще утром в понедельник пресс-служба президента анонсировала на 7 февраля расширенное заседание правительства с участием главы государства. Сам кабмин с раннего утра понедельника распространил сообщение об экономических - причем положительных - итогах минувшего года и прогнозах роста экономики в 2024-м, о новых индустриальных проектах и инвестиционной политике. Многие эксперты к утру 5 февраля уже пришли к консенсусу, что нынешнему составу правительства отставка не грозит - разве что президент поменяет некоторых министров. То есть ничего не предвещало резких поворотов на политическом олимпе. И тут ближе к вечеру, как гром среди ясного неба, появляется новость об отставке кабинета министров во главе с Алиханом СМАИЛОВЫМ!
По информации Акорды, президент Токаев подписал указ “О правительстве Республики Казахстан” и в соответствии со статьей 70 Конституции постановил:
- принять отставку правительства;
- временно возложить исполнение обязанностей премьер-министра на Романа Скляра;
- членам правительства продолжать исполнение своих обязанностей до утверждения нового состава правительства.
Депутат мажилиса Ерлан САИРОВ, комментируя “Времени” эту новость, подчеркнул, что фракция Amanat постоянно предупреждала правительство о том, что оно не справляется с обязанностями:
- Они хоть и декларировали, что у нас устойчивый рост ВВП, но в экономике страны - фундаментальные проблемы! Казахстан живет за счет Нацфонда - оттуда постоянные трансферты. Растет внешний долг, он составляет 105 млрд долларов, это 40 процентов ВВП. Растет бедность населения: если в позапрошлом году его доля составляла 1 млн 15 тысяч человек, то в прошлом году достигла уже 1 млн 100 тысяч. Проблемы накапливаются, и нет механизма их решения. Эти причины стали основным триггером отставки. Нам нужно правительство, которое будет решать насущные проблемы людей, а не заниматься макроэкономикой!
Определенные кандидатуры новых министров и премьера, считает Саиров, уже есть: этот вопрос давно прорабатывался.
- Нужны технократы. По квалификации есть несколько кандидатур на пост премьера, в том числе Скляр. Смаилов работал в сфере статистики, вместе со своей командой он занимался только “статистикой экономики”, то есть лишь подчеркиванием каких-то тенденций в экономике. А нужно заниматься решением узловых проблем промышленности! Сейчас кабмину нужны профессионалы в сфере энергетики, социального обеспечения. Нужен человек, который займется новой промышленной политикой, - считает Саиров.
В свою очередь мажилисмен, лидер фракции партии “Ак жол” Азат ПЕРУАШЕВ обратил внимание на формулировку указа Токаева, где сказано, что “президент принял отставку правительства”.
- То есть, судя по всему, премьер после очередного заседания правительства, проведя консультации с кабмином, заявил президенту об отставке своего кабинета. Все-таки этот состав не справляется с вызовами объективного и субъективного порядка. Поэтому решение совершенно обоснованное, однозначно не неожиданное! Это было очевидно - неделей раньше или неделей позже это бы произошло, - уверен парламентарий.
При этом он считает нужным признать, что в действующем составе правительства немало адекватных, умных, честных людей, но они двигались той же парадигмой, которая была все 30 лет:
- То есть опирались на сырьевую экономику, гасили свои прорехи бюджета, запуская руку в Нацфонд, а теперь и в ЕНПФ. Все это накатанная старая колея. А нам нужно правительство, которое сможет брать на себя ответственность за более смелые неординарные решения, которые смогут развернуть экономику, как сказал президент, от банковско-сырьевой парадигмы к экономике производительности. Вот что нам нужно сегодня.
По словам Перуашева, в последнее время социальная нагрузка на бюджет росла, и это правильно. Но при этом доходность бюджета не обеспечивалась должным образом. Это приводило к репрессивной налоговой политике.
- Фракция “Ак жол” постоянно говорит, что экономика стала какой-то штрафодобывающей, когда текущие налоговые платежи подменялись репрессивными методами, - отметил Перуашев.
Тем временем политобозреватель Газиз АБИШЕВ подсчитал, что Смаилов покинул должность главы правительства спустя 25 месяцев премьерства.
“Представляется логичным, если 7 февраля на расширенном заседании правительства президент будет давать поручения уже новому премьер-министру, которого сегодня или завтра ему предложит мажилис”, - отметил обозреватель в своем Telegram.
По его словам, новому премьер-министру придется работать по целому ряду направлений:
- запускать новую экономическую политику, суть которой - в поощрении частной производственной предпринимательской инициативы, реальной индустриализации, тотальной цифровизации и максимальном использовании логистического потенциала страны;
- закрывать инфраструктурные прорехи: теплоэнергетика, коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс;
- провести реальную дебюрократизацию процессов, чтобы решения не буксовали в пучине административного переключения стрелок друг на друга;
- предложить реальные пути снижения социально-экономического напряжения в широких массах. И все это желательно без размашистого разбрасывания денег, получаемых из неприкосновенного запаса и будущих доходов.
“Для этого нужны серьезные компетенции, предполагающие интуитивное понимание индустриальных процессов, опыт в реальной экономике и политический характер, который позволит самостоятельно продавливать необходимые решения, не прячась за ворохом бумаг”, - подытожил Абишев.
Ну а мы пока напомним процедуру назначения нового премьер-министра и состава правительства, которая регламентирована статьей 44 Конституции страны.
Президент страны после консультаций с фракциями партий, представленных в мажилисе, вносит на рассмотрение этой палаты парламента кандидатуру премьера. Заручившись поддержкой большинства от общего числа депутатов, глава государства назначает нового главу правительства.
В свою очередь вновь назначенный премьер представляет президенту структуру правительства и после консультаций с мажилисом предлагает кандидатов в члены кабмина, которых глава государства затем назначает своими указами.
Между тем президент самостоятельно назначает министров иностранных дел, обороны, внутренних дел.
Лэйла ТАСТАНОВА, Тогжан ГАНИ, фото с сайтов nur.kz, primeminister.kz и kapital.kz, Астана
ВМЕСТО P.S. Пресс-секретарь президента Берик УАЛИ сообщил, что кандидатуру нового премьер-министра главе государства представит правящая партия Amanat.