ЗОЖрались?
Общественники просят власти проверить деятельность региональных центров здорового образа жизни.
В начале января к министру здравоохранения Ажар ГИНИЯТ обратились депутаты мажилиса с запросом относительно закупа услуг по пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ). Парламентарии выступили с инициативой вернуть прежнюю систему госфинансирования, при которой пропагандировать здоровый образ жизни могли только региональные центры ЗОЖ без всяких конкурсов, напрямую заключая договоры с акиматами.
Система претерпела изменения в 2018 году, когда это направление было передано в конкурентную среду, но сейчас, по мнению президента общественного объединения “Повышение открытости” Кирилла ПАВЛОВА, стало “кому-то выгодно не дать развиться конкуренции в этой сфере”, и эти кто-то “хотят вернуть прежнюю схему под надуманными предлогами”.
- Мажилисмены хотят вернуть ранее действовавшую схему финансирования услуг в сфере пропаганды ЗОЖ, когда акиматы заключали договоры с центрами ЗОЖ, при этом последние были аффилированы с Минздравом через Национальный центр общественного здравоохранения (НЦОЗ) и получали контракты. Эта система была совершенно закрытой, когда из местных бюджетов по прямому заказу на такую пропаганду уходили миллиарды тенге. С 2015 по 2019 год через систему госзакупок на деятельность госцентров ЗОЖ ушла колоссальная сумма - 1,7 млрд тенге, - сказал Павлов на пресс-конференции в пятницу в нацпресс-клубе.
По его словам, еще в 2020 году он начал анализировать деятельность подобных центров и уже тогда заметил, что некоторые регионы, несмотря на изменение закона, продолжали заключать прямые договоры все с теми же центрами, а суммы договоров доходили до 167 млн тенге.
- После того как я направил запрос в регионы с просьбой обосновать выбор поставщиков, Мангистау и Астана закупки отменили. Более того, продолжая наблюдения, мне стало очевидно, что большая часть сотрудников этих центров - пенсионеры от Минздрава. То есть не медицинские работники, а номенклатурные, кто сидел в горздравах, облздравах и, выходя на пенсию, получал такой золотой парашют в виде руководителя центра, - говорит общественник. - Что касается непосредственно их деятельности в этом направлении, то отчетливо видно, что в массе своей она сводится к ненавязчивой активности в соцсетях и изредка - чтению лекций в школах по вопросам вреда табакокурения и употребления алкоголя.
За прошедший год, по данным Павлова, из местных бюджетов на подобную пропаганду было выделено 452 млн, дополнительно - еще 224 млн тенге. “Аппетиты растут!” - посетовал он.
Мажилисмены предлагают и такое: НЦОЗ усилить взаимодействие с региональными центрами с целью улучшить качество проведения мероприятий по формированию ЗОЖ, ведения мониторинга и контроля оказания услуг, соблюдения сроков проведения мероприятий, эффективного расходования бюджетных средств.
В этом контексте Павлов привел такой факт: НЦОЗ в 2019 году проводил исследование GATS, дабы отследить, как поменялось количество курящих в стране и насколько качественно. Результат: количество курящих не изменилось. Напрашивается вывод: это же как так надо работать над этим вопросом, что ничего не поменялось вообще?
По словам Павлова, все региональные центры ЗОЖ объединены в “Коалицию за Казахстан, свободный от табачного дыма”, возглавляемую Джамилей САДЫКОВОЙ.
- Мы зафиксировали через открытые данные, что с 2021 по 2023 год финансирование коалиции было в объеме 620 тысяч долларов. Из каких источников идет это финансирование, она не раскрывает, несмотря на то что делать это ее, как и все НПО, обязывает законодательство, - отмечает общественник.
- Мы предполагаем, - сказал он, - что Старый Казахстан пытается вернуть свои старые схемы. В частности, через центры ЗОЖ. Потому что это непрозрачность системы, непонятная работа, неподотчетные деньги: куда уходят, на что - непонятно. Мы постоянно направляем запросы, но никто нам никакого отчета не предоставил.
Елена ЛЕВКОВИЧ, фото автора, Астана