Сдержать напор, накопить влагу...
Кто доходчиво объяснит обывателю, как физически-практически нужно беречь и экономить питьевую воду?
Чтобы победить дефицит питьевой воды в Казахстане, требуется 2 трлн тенге. Об этом заявил министр водных ресурсов и ирригации Нуржан НУРЖИГИТОВ, защищая в кабмине проект концепции развития системы управления водными ресурсами до 2030 года.
Документ предусматривает “ряд безотлагательных мер”. Среди них модернизация более 14 тысяч км ирригационных каналов и реконструкция гидротехсооружений, строительство 20 и реконструкция 15 водохранилищ. Все это увеличит площади орошаемых земель до 2,5 млн гектаров и снизит ежегодные потери поливной воды при транспортировке почти на 3 кубокилометра, а также обеспечит водоснабжением 41 населенный пункт с населением более 55 тысяч человек в каждом. Он отметил, что в 2024 году на эти цели из республиканского бюджета уже выделено 1,5 млрд тенге.
На заседании правительства министр несколько раз повторил: есть угроза уменьшения притока в трансграничные реки. Семь из восьми водохозяйственных бассейнов Казахстана пересекают несколько государств. По словам главы Минводы, самые уязвимые от политики сопредельных государств - Арало-Сырдарьинский, Жайык-Каспийский, Шу-Таласский, Балхаш-Алакольский водохозяйственные бассейны, меньше всего зависимы Тобыл-Торгайский и Ертысский.
- В этой связи, учитывая возможную тенденцию уменьшения трансграничного стока, развитие трансграничного сотрудничества до 2030 года должно стать одним из ключевых аспектов государственной политики в сфере водных отношений. Дальнейшее развитие трансграничного сотрудничества требует создания новой и совершенствования существующей двухсторонней и многосторонней договорной базы о совместном использовании и охране трансграничных водотоков с сопредельными государствами, - полагает Нуржигитов.
Он рассказал о планах Казахстана подписать соглашение с Узбекистаном о совместном использовании трансграничных водных объектов, а также с Китаем о вододелении на трансграничных реках. В Минводы намерены “усилить компетенцию участников переговорных групп” по использованию и охране трансграничных водных объектов, в том числе путем создания спецдепартамента.
Министр также объявил о разработке платформы hydro.gov.kz, которая станет единым водным кадастром с отображением всех водных объектов, гидротехнических сооружений, водохозяйственных бассейнов и участков, гидропостов и других объектов. Эту систему введут в промышленную эксплуатацию в третьем квартале этого года. А при министерстве будет создан информационно-аналитический центр водных ресурсов.
Вопрос экономии воды будет зависеть и от фермеров.
- На сегодня из 1,9 млн га орошаемых земель водосберегающие технологии применяют лишь на 16 процентах, это 312,2 тысячи гектаров, что крайне недопустимо в нынешних реалиях! Чтобы стимулировать фермеров поменять формат работы, мы будем увеличивать долю субсидирования на создание оросительных систем и покупку соответствующего оборудования с 50 до 80 процентов. Это должно увеличить использование водосберегающих технологий до 1,3 млн гектаров к 2030 году. В итоге экономия составит около 2,1 кубического метра воды. А урожайность сельскохозяйственной продукции вырастет примерно в два раза, - прогнозирует Нуржигитов.
Возглавляемое им министерство намерено усилить борьбу с черным рынком воды. Для этого уже увеличили штаты бассейновых инспекций в 2,5 раза: было 98 человек - стало 242. Если они были представлены только в восьми регионах, то сейчас - во всех регионах.
- Черный рынок воды - это когда за поливную и за питьевую воду мы все платим, но есть водопользователи, которые не платят. Они используют воду и не платят. Мы должны сделать так, чтобы они платили. Если они не будут платить, будут штрафные санкции - в разы больше, чем тариф на воду! В рамках нового Водного кодекса мы сейчас бассейновой инспекции дадим функции надзора и оперативного реагирования на нарушения законодательства в водной сфере. Мы также планируем внести изменения в Предпринимательский кодекс и КоАП. Будем увеличивать ответственность водопотребителей за использование воды. Вода должна использоваться по тем нормативам, которые утверждены, и в рамках тех требований, которые прописаны в Водном кодексе и других нормативно-правовых актах! - подчеркнул министр.
Проект концепции члены правительства единогласно приняли. Премьер Алихан СМАИЛОВ перечислил водные проблемы страны, нерешаемые много лет. Во-первых, у главной водной артерии Центрального Казахстана и столицы - канала им. Сатпаева - эффективность работы насосных станций составляет всего 30 процентов. Помимо этого Большой Алматинский канал не ремонтировали 40 лет, со дня ввода в эксплуатацию. В-третьих, в Туркестанской, Кызылординской и Жамбылской областях большая часть магистральных и межхозяйственных каналов находится в крайне изношенном состоянии. В результате потери воды составляют 40 процентов. И последний вопрос - трансграничное водопользование.
- В рамках разработки таких соглашений с соседними государствами необходимо уделить особое внимание формированию пакета весомых аргументов для усиления переговорных процессов! - наказал премьер.
А Министерству промышленности он поручил в течение месяца внести предложение по организации отечественного производства водосберегающего оборудования. Причем оно должно быть намного дешевле импортных технологий.
В кулуарах главу Минводы спросили, могут ли алматинцы остаться без воды в случае сильного землетрясения. Тот ответил, что бояться нечего, вокруг Алматы больших водных объектов нет.
- Вы же видите, что при последнем землетрясении никаких срывов по обеспечению водой жителей города не было, - с оптимизмом добавил Нуржигитов.
***
В Казахстане заставят автомойки очищать использованную воду для вторичного оборота. Минводы подготовит соответствующее предложение и представит его в парламент.
Возможно, скоро одной и той же водой запретят людям мыться и мыть машины. В смысле водой из одного крана. Во вторник министр водных ресурсов и ирригации Нуржан Нуржигитов сообщил, что от всего объема водных ресурсов на питьевые нужды Казахстан использует всего 1,3 процента, это около 1,3 кубометра воды. Все остальное утекает на хозяйственные нужды.
- И когда мы делали анализ, порядка 200 миллионов кубов как раз используют наши СТО на мытье автомашин. Мы сейчас в Водном кодексе хотим предусмотреть, чтобы предприниматели, которые на СТО используют питьевую воду, поставили себе оборудование по очистке той воды, которую они используют для мытья автомобилей. То есть получается оборотное использование воды, - анонсировал благие намерения, правда, как-то несколько сумбурно, а потому невнятно, министр на брифинге в правительстве.
“Около 1,3 кубометра воды”, “порядка 200 миллионов кубов” - это за какой период времени-то?..
Для предпринимателей, по словам Нуржигитова, также планируют повысить тариф на воду:
- Это чтобы стимулировать предпринимателя повторно использовать ту воду, которую он взял.
Я спросила, а будет ли по карману автомойкам переходить на технологии замкнутого цикла. Ведь системы очистки воды, вылавливающие нефтяные примеси и моющие средства, недешевы, а для резервуаров-накопителей, где должна накапливаться использованная вода, требуется отдельное место. Министр ответил, что вместе с депутатами они предусмотрят переходный период для автомоек, что позволит подготовиться к новшеству. Предпринимателям дадут ориентировочно 5-6 лет, чтобы сделать их мойки полностью экологичными.
Напомнила я и о частном жилом секторе, где тоже моют машины питьевой водой. Сейчас в Казахстане запрещено самостоятельно мыть авто на территориях многоквартирных жилых комплексов, на обочине дорог, у водоемов и в местах массового скопления людей, но такого вето нет для частных жилмассивов. На это министр заметил, что запреты и не понадобятся. В Водном кодексе предусмотрят меры, чтобы хозяевам коттеджей было невыгодно мыть машины.
Сидевший рядом с Нуржигитовым министр нацэкономики Алибек КУАНТЫРОВ поддакнул коллеге:
- По воде сейчас очень низкий тариф. За литр 4 тиына - представьте! Конечно, у нас будет неэффективное использование воды. Если в баню пойдете, увидите, что вода просто льется. Но ее же нужно выключать! К сожалению, у нас нет культуры потребления, нет экономии. У нас может случиться дефицит воды. Скоро это будет самый важный ресурс, дороже нефти! Поэтому нужно экономить. Поэтому рост тарифов на воду планируется. Сами чеки по воде - они низкие: 200-300 тенге, 500 тенге. Здесь можно чуть более агрессивно повышать, иначе скоро вода просто не будет поступать. А когда повышение (тарифа. - Т. Г.)? Это зависит от заявки. В течение года где-то.
По словам главы МНЭ, в среднем рост тарифов по разным видам коммунальных услуг в течение года составит 10-15 процентов. Деньги, полученные в результате повышения тарифов, направят на обновление инфраструктуры.
- У нас изношенные трубы, сети, водопроводы. Особенно сильно изношена канализация, а счета там маленькие. В среднем на двухкомнатную квартиру счет за канализацию - 200 тенге. Нужно повышать! - стоял на своем Алибек Куантыров.
Я обратила внимание на богатые зимой запасы снега в Центральном и Северном Казахстане, где летом и весной не дождешься дождей. Например, сейчас в Астане снежные сугробы местами достигают метра, а то и выше, но эту влагу никто не заготавливает и весной не борется с интенсивными испарениями. Глава Минводы на это ответил, что снег будут собирать в водохранилища, которых до 2030 года построят аж целых 20. В них потенциально, в том числе и за счет осадков, может накапливаться 2 млрд 400 млн кубов воды.
И все же вопрос остается. С водой для сельхознужд все более-менее понятно: для нее нужно строить наземные хранилища, там, в агрокомплексе, нужны технологии оптимального и влагосберегающего потребления-орошения и все такое прочее. Грубо говоря, не будет сегодня поливной воды - завтра страна может остаться без собственного продовольствия.
Но как беречь, экономить питьевую воду, которая течет из наших кранов в квартирах и домах? Мои коллеги уже поднимали этот вопрос в нашей газете (см. “Воду на счёт не положишь”, “Время” от 26.12.2023 г.). Финансовый рычаг понятен: меньше тратишь - меньше платишь. Но это касается денег. А как физически (!) беречь питьевую воду? Вода - не деньги, в кошелек или на банковский депозит ее не определишь (не говоря уже о приумножении с процентами!). Строить огромные резервуары для длительного и, самое главное, качественного хранения питьевой воды? Или консервировать подземные водохранилища и скважины? А горные реки, в которых вода течет с ледников, как в Алматы, - с ними что делать? Останавливать, замораживать? Консервировать?! Но ведь круговорот воды в природе никто не отменял! Стало быть, вода, если даже и утечет в другое место, все равно ведь притечет.
Как населению, простому потребителю все это объяснить, довести до сознания? Вот когда популярно и доходчиво объяснят, тогда он, возможно, и поймет, что питьевую, читай - пресную, воду надо беречь. Как собственные деньги. Или я не права?
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА и Андрея ХАЛИНА, Астана