972

Всё пойдёт по плану?

В Алматы потратят почти три триллиона тенге, чтобы пересадить на общественный транспорт хотя бы половину горожан

Всё пойдёт по плану?

Сейчас им пользуются 32 процента алматинцев. На днях на сайте управления городской мобильности появился мастер-план транспортного каркаса Алматы до 2030 года. Публикацию поддержали массированным "обстрелом" из пресс-релизов от акимата. Смысл их сводится тому, каким прекрасным станет общественный транспорт.

Но не будем забегать вперед, ведь за шесть лет в Алматы запросто может смениться несколько акимов, и не факт, что новый градоначальник посчитает нужным продолжать дело предшественника. Давайте о ближайших перспективах - их, смею надеяться, успеют реализовать.

Первый, пилотный этап внедрения транспортного каркаса как раз запланирован на 2024 год. Что нам обещают? Сделать проекты транспортно-пересадочных узлов на границах города, новых станциях метро, строительство ЛРТ. Это пока на бумаге. На практике - завершение пробивки улицы Саина, проспекта Абая и строительство трех дополнительных газозаправочных станций в первую очередь для общественного транспорта.

К слову, полностью отказаться от дизельных автобусов город намерен к 2026 году: "Необходим переход на газовые с дальнейшим, через три-четыре года после завершения срока службы, переходом на электробусы". А вот это уже интересно - новый курс и размах.

"Несмотря на более высокий сарех (в переводе с модного на русский - капитальные затраты компании. - О. А) по электробусам (около 350 тысяч долларов за единицу), в масштабах общей потребности в финансировании каркаса это разница в 1-2 процента. При этом электробусы экономичнее дизельных и газовых по операционным расходам, что практически уравнивает общие затраты на периоде жизненного цикла", - оптимистично отмечается в документе.

По стоимости золотые, как их называют транспортники, электробасы, в три раза дороже обычных. И к последующим расходам на них у городов, где такой транспорт уже активно используют, тоже есть вопросы. Про жизненный цикл скромно промолчу: в голову приходят безвременно почившие на кладбище автобусов в поселке Жетыген. Но акимат так хочет, потому что электробас - это экологично и круто для имиджа.

Главный из заявленных на этот год проектов - коридор БРТ на проспекте Райымбека. В мастер-плане представили первые очертания будущей скоростной линии на одной из самых загруженных и проблемных в Алматы транспортных артерий. Она продлится от пр. Абая (район рынка "Барлык" на западе города) до ул. Пушкина (район бывшего автовокзала "Саяхат").

Линию условно разобьют на два участка. Магистральный отрезок с единым скоростным режимом 60 км/ч от западной границы Алматы до ул. Саина. И городской участок - от ул. Саина до центра. Здесь скорость ограничат до 50 км/ч и увеличат количество "зебр" не только в зоне остановок, но и на возникших путях движения пешеходов.

Эта линия БРТ комбинирована и отличается от той, что проходит по улице Тимирязева. Предполагается, что от ул. Отеген Батыра до ул. Ауэзова и от пр. Сейфуллина до ул. Пушкина автобусы будут курсировать по левой полосе. Это участки с регулируемым движением. Здесь выделенки будут располагаться по центру проспекта либо вдоль бульварной части (она есть на протяжении от улицы Назарбаева до улицы Чайковского).

Остановки тоже слева на специальных платформах плюс новые схемы дорожного движения на некоторых перекрестках. Например, на пересечении пр. Райымбека и пр. Абылай хана и пр. Райымбека и ул. Назарбаева. На остальном протяжении БРТ автобусам традиционно отдадут крайнюю правую полосу, но обеспечат приоритет движения общественного транспорта.

Начнут со строительства участка БРТ в центральной части от ул. Ахрименко до ул. Пушкина. Закончить его должны до конца года. Второй - от пр. Абая до ул. Ахрименко - рассчитан на 2025-2026 годы, что логично. Здесь произойдут не столь кардинальные изменения.

В этом году должен появиться и первый (всего вдоль проспекта Райымбека их будет семь) - пересадочный узел в районе седьмой городской больницы. Судя по всему, это будут большие остановочные комплексы, на которые заведут магистральные и пересадочные маршруты общественного транспорта.

Год текущий подкинет проблем перевозчикам. Их, похоже, все-таки решили прижать.

"Доля субсидирования перевозчиков Алматы - 67 процентов, что выше, чем в городах с развитым общественным транспортом (30-50 процентов). Субсидии растут опережающими темпами относительно количества рейсов. Финансовый стимул популяризации общественного транспорта близок к исчерпанию", - говорится в мастер-плане.

Давно пора и наконец собираются разработать новую модель взаимодействия с автопарками: сейчас требования к ним размытые и не самые жесткие. Ждем и новое тарифное меню для пассажиров - о нем в документе лишь общие фразы. В этом же году начнут менять маршрутную сеть общественного транспорта. Какие-то линии закроют, многие скорректируют и лишь некоторые оставят без изменений. Пилотным районом, где будут экспериментировать, выбрали Ауэзовский.

А сколько денег на все это великолепие потратят?

"Для создания в полном объеме каркаса скоростного общественного транспорта Алматы потребуется суммарно до 2,8 триллиона тенге. Финансирование будет осуществляться поэтапно, в течение периода реализации до 2030 года включительно", - написано в документе.

Почти три триллиона тенге - и число поездок на общественном транспорте вырастет почти в два раза? Обещают, что вырастет…

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть