Клик - и готово
Казахстанцам скоро предложат совершать операции в “своих” банках через мобильное приложение одного из них
Пилотный проект “Обмен информацией о текущих счетах клиента”, запущенный в ноябре прошлого года, признан успешным и будет масштабирован на всю страну. Но насколько безопасен открытый банкинг?
Игры в песочнице
На сегодняшний день порядка 100 стран либо уже внедрили Open banking, либо он находится на различных стадиях инициации или внедрения. А объем операций в мире в рамках такого открытого банкинга оценивается в 57 млрд долларов. Ожидается, что к 2027 году этот объем вырастет до 330 млрд долларов, а количество операций увеличится с 102 млрд до 508 млрд.
Суть Open banking в том, что он позволяет банкам предоставлять доступ к данным своих клиентов третьим сторонам с условием согласия самих клиентов, в результате повышаются скорость обслуживания и сам банковский сервис.
В Казахстане в ходе пилотного проекта банки-участники были подключены к платформе Open API (протокол обмена информацией), что позволило им подключиться к протоколам других банков-участников. Таким образом, участники проекта (128 клиентов банков второго уровня) получили возможность через мобильное приложение своего основного банка (условно назовем его так) просматривать информацию о своих счетах в других банках-участниках, а также управлять своими согласиями на предоставление данных. Проще говоря, если у вас, к примеру, зарплата поступает на счет или карту Halyk Bank, вы можете через приложение Homebank управлять всеми своими счетами не только в этом банке, но и в других БВУ. То есть вам уже не нужно устанавливать приложение каждого “вашего” банка, достаточно только одного.
В результате создается, как говорят специалисты, технологическая песочница Open API, то есть платформа, предоставляющая участникам рынка доступ к открытым программным интерфейсам, благодаря которой участники смогут тестировать и совершенствовать свои идеи, способствуя созданию новаторских решений в сфере финансовых технологий.
На златом крыльце сидели...
В тестировании пилотного проекта приняли участие пять БВУ - Bank RBK, Altyn Bank, Home Credit Bank, Банк ЦентрКредит (БЦК) и Отбасы банк. Любопытно, что в списке отсутствуют крупнейшие игроки банковского сектора - Halyk Bank и Kaspi. Причем второй из них, как всем известно, является и лидером в сфере цифровых продуктов. Поэтому его неучастие в пилотном проекте нам показалось несколько странным, вызывающим сомнения в надежности тестируемой системы.
Однако в Kaspi развеяли наши опасения.
“Первый пилотный проект предполагал только обмен информацией по текущим счетам клиента в разных банках. Но наш анализ рынка показал, что у клиентов есть потребность не только видеть информацию по своим счетам в разных банках, но и осуществлять платежи и переводы. И поскольку предлагаемые нами услуги всегда исходят из потребности наших клиентов, было решено подключиться к Open API и Open banking на следующих этапах реализации проекта.
Считаем, что развитие Open API и Open banking в стране предоставит новые возможности для клиентов. Также ожидаем, что развитие Open API поспособствует появлению на рынке новых банковских продуктов и услуг в связи с развитием здоровой конкуренции на финансовом рынке, что, на наш взгляд, также может положительно сказаться на клиентском опыте”, - сообщили в Kaspi в ответ на наш запрос.
Почему другие банки (в Казахстане работает 21 БВУ) не приняли участие в пилотном проекте, выяснить не удалось. Один из разработчиков - Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) - нашу просьбу рассказать подробнее о пилоте проигнорировал.
О безопасности...
Цифровизация банковских услуг в Казахстане находится на достаточно высоком уровне и справедливо вызывает зависть у граждан других стран. Однако высок и уровень мошенничества в банковском секторе. Соответственно, получение доступа к персональным счетам БВУ через приложение одного из банков вызывает вопросы. К примеру, насколько безопасен протокол подключения Open API и насколько он устойчив к взломам? Или такой вопрос: если мошенник получит доступ к банковскому приложению, к которому через Open API подключены счета в других банках, сможет ли он их обчистить?
Согласно полученным результатам пилота, главными сложностями были обеспечение стабильности сетевых соединений и достаточно длительное время обработки запросов. Но эти проблемы были устранены.
А что касается вопросов безопасности, то, как следует из итогового отчета, доступ к данным клиента осуществляется с использованием двухфакторной аутентификации личности, включающей в себя биометрическую верификацию и SMS-проверку по одноразовому коду, и, как я уже отметил выше, исключительно с его согласия.
- С помощью Open API банк дает возможность клиенту получить доступ к его данным в других БВУ, но при этом сам банк к этой информации доступа не имеет, поскольку закон о банковской тайне никто не отменял и никакой банк не заинтересован в разглашении данных своих клиентов, - разъяснил “Времени” тонкости технологии президент Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат САБИРОВ.
- Что касается самого проекта, то он создан для удобства. Сейчас, к примеру, чтобы оплатить что-то в Каспи банке, вам приходится открывать приложение другого банка, где у вас есть деньги, чтобы перевести их на счет в Каспи, затем открыть приложение Каспи банка и уже потом оплатить покупку. А с помощью Open API вы можете выполнить все эти операции из одного приложения.
Сабиров уверен, что за безопасность можно не переживать, поскольку Open API, вероятнее всего, будет размещен на серверах центра межбанковских расчетов Национального банка.
- Open API дает разрешение не на полный доступ, а только на какие-то конкретные операции, одобренные клиентом, - говорит Сабиров. - Если клиент разрешил приложению на своем мобильном телефоне, гаджете только лишь просмотр своих счетов в других БВУ, то, к примеру, получить кредит в другом банке или осуществить перевод с этих счетов через это приложение будет невозможно.
...и не только
Следовательно, возможности взлома извне практически нет, но есть риск, что пользователь сам ненароком предоставит доступ мошенникам.
- Это реальная проблема, - согласен Сабиров, - потому что наши граждане скачивают и устанавливают приложения, не разбираясь, какие права дают этим приложениям. А ведь там зачастую не только запросы на доступ к видеофотокамере или микрофону, но и к паролям! Вспомните тот же “Ашык” времен ковида - он просил доступ ко всему, что есть в телефоне.
Кроме того, есть риск того, что верифицированное мобильное устройство, тот же телефон, может быть утеряно или украдено.
- Если, к примеру, мошенники получат доступ к вашему кабинету в Халык Банке, это не означает, что они получат и доступ ко всем подключенным счетам. Но если у них окажется ваше верифицированное устройство, то - да, означает, - пояснил “Времени” независимый эксперт в области кибербезопасности, IT и коммуникаций Евгений ПИТОЛИН.
Но это, судя по его словам, пожалуй, единственный большой риск. В любом случае нужно следить за своими жизненно важными вещами, беречь и стеречь их.
- Если говорить про информационную безопасность в рамках проекта, то при разработке платформы были применены все основные принципы безопасной разработки, что лично я считаю максимально важным в страновом масштабе: сканирование на наличие уязвимостей исходного кода, проверка на закладки программной и аппаратной инфраструктуры, тестирование на проникновение исследователями безопасности, а также комплексное тестирование функциональности, включая нагрузочное и стресс-тестирование, - сообщил Питолин. - Эти меры позволяют предположить, что текущий подход к интернет-банкингу в рамках концепции Open banking дает защиту платформенного масштаба на уровне лучших мировых практик, в том числе комплексное сквозное логирование (полный контроль и учет действий любых сотрудников в системах), сетевая защита (противодействие атакам через каналы телекоммуникаций), использование систем обнаружения вторжений (защита от сложных кибератак на серверы и рабочие места сотрудников).
В то же время, обращает внимание эксперт, не стоит забывать, что любые сформированные на момент разработки проекта модели угроз и модели нарушителя будут очень быстро устаревать:
- Поэтому необходим постоянный контроль и обновлений практик со стороны управляющей команды. Кроме того, нельзя снимать со счетов вопросы обеспечения стабильности сетевых соединений, отсутствие которого может приводить к непредсказуемому поведению сервисов, то есть я рекомендовал бы особо уделять внимание аспектам сетевой инфраструктуры. И, учитывая, что сценарии развития открытого банкинга ждут активного масштабирования, важно продолжать работу над созданием и внедрением совместной защищенной платформы, предоставляющей участникам рынка доступ к открытым программным интерфейсам.
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Уже и надеяться забыли...
Оплачивать товары или услуги с помощью QR-кода “своего” банка через терминалы приема платежей других банков казахстанцы смогут уже к концу нынешнего года, обещает Национальный банк.
Напомним, возможность оплаты по QR-коду сегодня предоставляют в нескольких казахстанских банках. Однако воспользоваться QR-кодом одного банка через POS-терминал другого банка пока что не представляется возможным.
“Запуск сервиса межбанковских платежей по QR-коду запланирован в конце 2024 года. После внедрения новой системы у граждан появится возможность QR-оплаты с приложения одного банка через приложение/устройство другого банка”, - сообщили информагентству Tengrinews в Нацбанке.
К слову, еще в 2021 году Министерство торговли и интеграции заявило, что приступило к работе по стандартизации QR-кодов с тем, чтобы казахстанцы могли оплачивать покупки через терминалы, которые будут работать со всеми казахстанскими банками.
- Неважно, чей ты клиент - Halyk Bank, Kaspi, Jusan. Есть QR - любой банк должен читать друг друга. Не надо иметь 10 POS-терминалов, не надо бизнесу платить за каждый терминал, пусть будет один терминал, который может работать со всеми участниками рынка. К этому мы должны стремиться, - заявляла по этому поводу вице-министр торговли и интеграции Асель Жанасова в сентябре 2022 года, выражая надежду, что казахстанские банки наладят свои платежные системы в самое ближайшее время.
Однако ни в 2022-м, ни в 2023 году осуществить это не удалось. Посмотрим, как получится на этот раз.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы