Пациент - лицо для галочки
Наблюдая за тем, как у нас устроена и работает система медстрахования, все больше склоняюсь к мысли, что она действительно не нужна нам. Гражданин-пациент в ней - формальная единица.
Не со всеми требованиями и аргументами автора петиции я согласен, но ее подписантов очень легко понять. Здравоохранительное начальство утверждает, отчитывается перед президентом, что, мол, все просто замечательно в медицинском царстве, объем оказанной населению помощи и услуг растет и все такое, бла-бла-бла. А население между тем уже стонет от того, что невозможно оперативно попасть на прием к врачам - приходится записываться за месяц, а то и два вперед.
Но Минздрав вкупе с Фондом соцмедстрахования (ФСМС) упорно отбивается в духе “сами вы дураки” (мнения экспертов, врачей-практиков, выступавших и в нашей газете, как можно и нужно починить-реорганизовать плохо работающий механизм, для них, похоже, тоже пустой звук).
Причем, что касается обращений граждан к узким специалистам, начальники от медицины в своих отповедях нагло лукавят: дескать, конечно, люди норовят попасть к эскулапам напрямую, минуя врача общей практики, вот, мол, и создают сами себе проблемы. Да тут хоть через терапевта, хоть без него - результат все тот же! И вынужден народ вытаскивать платежные карточки и кошельки. И - глядь! - ты уже в очереди, если еще не первый, то точно уже второй.
То есть наша медстраховочная система, на мой взгляд, заточена на формализм и “деньги в карман”, а не на реальное исполнение своих прямых обязанностей: оперативно и качественно обслуживать и лечить заболевшее население, которое, замечу, исправно вносит взносы в ФСМС. А если вам что-то не нравится, не так вас обслужили - так вы жалуйтесь, обращайтесь куда надо (и куда не надо - тоже), вдруг это вам поможет!
Да вот даже, казалось бы, в самом элементарном - прикреплении контингента к поликлинике - не могут по-человечески поступить, как будто специально все проворачивают через одно известное всем место. Испытано на себе.
Намедни совершенно случайно узнал (заглянул в личные данные egov проверить, все ли там на месте), что меня и мою семью перекинули в другую поликлинику: до нового года были в частной Open Clinic, теперь же - в КГП на ПХВ “Центр ПМСП Медеуского района” (кто еще не знает, это в Алматы бывшая детская поликлиника на улице Калдаякова). И не только нас, а все прикрепленное к Open Clinic население “в количестве 2766 человек распределить” городское управление общественного здравоохранения (УОЗ) изволило в указанный центр. Без предупреждения, без уведомления. Тупо. Распределили, называется! А почему, например, не в госполиклинику №5, которая находится в пяти минутах ходьбы от моего дома? “Не нравится? Жалуйтесь!” - вот, судя по всему, как я должен теперь поступить.
К слову, перекрепили не только нас, но и тех, кто был привязан тоже к частным Abroy-clinic (1626 человек “распределили” в КГП на ПХВ “Городская поликлиника ВОВ”) и медцентру “САНА” (2580 человек определили в “Достар мед”). Правда, не знаю, довольны эти люди или нет таким вот прикреплением.
Выяснить, почему так поступило УОЗ, не составило труда: клиник, где количество прикрепленного населения не превышало 3000 человек, лишили возможности участвовать в системе ОСМС. Помните, еще задолго до зимы разгорелись страсти, когда Минздрав порешил закрыть шлагбаум в соцмедстрахование для тех частных клиник, к которым прикреплено менее 10 000 человек. Встретив коллективное возмущение социума, медведомство вскорости скостило красный показатель до 3000. И потом об этом все благополучно забыли. Вспомнили почему-то аккурат в конце минувшего года - приказ руководитель УОЗ Алматы подписал 20 декабря. Почему нельзя было все это провернуть в кампанию по прикреплению (она, как известно, ежегодно проходит с 15 сентября по 15 ноября), объявить, объяснить хотя бы на каком-нибудь брифинге?.. “Не нравится? Жалуйтесь!”?
И как же насчет золотого правила, которое Минздрав сам же и протрубил, внедряя ОСМС: “деньги идут за пациентом”? То есть пациент выбирает свою поликлинику, куда затем поступают деньги ФСМС (про “своего врача”, которому я доверяю, вообще уже молчу, хотя и об этом громогласно заявлялось высокими чиновниками от медицины). На деле же такими вот неуклюжими приказами УОЗ мы еще дальше отдаляемся от провозглашенного принципа. И снова - “Не нравится? Жалуйтесь!”?
Вот почему и я уже тоже против ОСМС. По крайней мере, в том виде, в котором оно у нас есть. Мне некогда жаловаться, да и не хочу. Плюнуть и растереть?..
Наиль ИШМУХАМЕТОВ, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы