Машин больше, проезд - дороже, дороги - хуже некуда
В следующем году платными в стране станут еще 1200 километров автодорог, а такса за проезд по ним -выше, заявил министр транспорта Марат КАРАБАЕВ.
По его словам, ежегодно на содержание дорог страны требуется 60 млрд тенге. Для снижения нагрузки на бюджет поэтапно внедряют новые платные участки. За 11 месяцев этого года сборы составили 26 млрд 500 млн тенге.
Сегодня казахстанцы платят за езду по дорогам общей протяженностью 3200 километров. А к 2029 году платную систему введут еще на 11 тысячах километров по мере завершения реконструкции трасс.
При этом, выступая на заседании правительства во вторник, Карабаев подчеркнул, что тарифы за проезд по платным участкам автодорог в Казахстане по сравнению со странами ближнего и дальнего зарубежья самые низкие.
- В связи с ростом транзитного потока в целях обеспечения сохранности отремонтированных участков дорог ведется планомерная работа по повышению ставок платы за проезд. Платность в первую очередь направлена на сбор средств с транзитных транспортных средств. При этом для отечественных перевозчиков предусмотрена абонентская плата с возможностью приобретения на месячной и годовой основе, - заявил глава Минтранспорта.
Между тем премьер-министр Алихан СМАИЛОВ напомнил о поставленной главой государства задаче сделать Казахстан полноценным транспортно-логистическим хабом.
По словам премьера, до конца 2025 года запланировано завершить реконструкцию 3,6 тысячи километров дорог, все вопросы финансирования решены. Затем отремонтируют еще 4,7 тысячи километров автотрасс. Таким образом, до 2030 года модернизируют все международные автобаны.
- Мы регулярно слышим от населения критику в отношении плохого состояния дорог. Особое недовольство общественности вызывает некачественный ремонт. Только за текущий год в госорганы поступило свыше 19 тысяч официальных обращений и жалоб на автомобильные дороги! - возмущенно заметил Смаилов.
Он привел примеры. Жители Костанайской области написали коллективное обращение по поводу разрушенной дороги от станции Узунколь до села Троебратское. А она между тем, на минуточку, связывает регион с соседней Северо-Казахстанской областью и является транзитом в Россию. Некачественный тракт без щебня построили в этом году между станцией Джурун и поселком Оркаш в Актюбинской области. Жители Тараза требуют завершить ремонт дороги в микрорайоне “Карасу”, который длится уже более года.
- Кроме того, акиматы слабо ведут работу по обеспечению экспертизы качества местной сети дорог. Некоторые регионы ведут строительно-монтажные работы без контроля со стороны технического надзора, - заявил премьер.
Одной из злободневных проблем дорожной отрасли он также назвал дефицит битума, который покрывается за счет импорта.
- Не соблюдаются технологии использования битума, что также снижает качество дорожного полотна. Кроме того, акиматы затягивают предоставление земельных участков для проектов строительства и расширения объектов придорожного сервиса.
Все эти факторы сказываются на развитии отрасли, - завершил перечисление позорных для страны проблем глава кабмина.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Андрея ХАЛИНА, Астана