На чём и почём?
Пассажирские и грузоперевозки будут неумолимо дорожать
Премьер Алихан СМАИЛОВ велел железнодорожному перевозчику “Казахстан темир жолы” сделать клиентский сервис главным приоритетом деятельности компании. По его словам, сейчас высокой культуре обслуживания пассажиров мешают регулярные опоздания поездов и устаревшие вагоны.
По данным главы правительства, износ подвижного состава и магистральных сетей достигает почти 60 процентов. Это не может не сказываться на скорости поездов и пропускной способности железной дороги.
- Имеются вопросы и к оформлению грузов на границе, что сказывается на объемах транзита, экспорта и импорта. Бизнес жалуется на несвоевременные поставки вагонов и отгрузки, длительные процедуры различных согласований. Поэтому необходимо создать для бизнеса “одно окно” с минимальными сроками рассмотрения и подготовки документов. Все службы должны работать оперативно и синхронно, - отметил премьер-министр.
У граждан, добавил он, тоже много нареканий к деятельности КТЖ:
- Это и систематические опоздания поездов, отсутствие должного сервиса, состояние пассажирских вагонов.
Все это, считает Смаилов, негативно сказывается на развитии всей экономики.
Он поручил трем министерствам, Погранслужбе КНБ, фонду “Самрук-Казына” и КТЖ до конца года проработать вопрос упрощения процедур оформления и прохождения грузов, а также принять меры по снижению уровня износа подвижного состава до 40 процентов к 2029 году.
После заседания правительства председатель правления “Казахстан темир жолы” Нурлан САУРАНБАЕВ рассказал о финансовом состоянии КТЖ:
- Если мы говорим о 2019 годе, то основной стратегической задачей была финансовая устойчивость компании. Через два года этот вопрос с повестки ушел. За последнее время доход вырос с 1,3 трлн тенге до почти 2 трлн тенге в этом году. Последние три года показываем постоянную прибыль. В этом году по итогам 10 месяцев - 130 млрд тенге. Тем не менее вопрос закредитованности КТЖ остается, потому что в тарифе не предусмотрена ставка на возврат кредитов, и все задачи, которые сейчас ставят - ремонт дорог, приобретение вагонов, - они все оформляются как кредит КТЖ. Соответственно, наша закредитованность растет.
Он подчеркнул, что тарифы КТЖ самые низкие в странах СНГ. Они не позволяют возместить расходы, связанные с оказанием услуг, недостаточны для поддержания и развития инфраструктуры, своевременного обновления локомотивного парка и подвижного состава, модернизации информационных систем.
- По сравнению со всеми нашими соседями наши тарифы как минимум в два раза меньше, а против некоторых - в три-четыре раза! При этом у таких компаний, как российская РЖД, мало того что тарифы выше, чем у нас, - их еще капитализируют в течение года два-три раза! - чуть ли не чмокнул от зависти Сауранбаев.
По его мнению, сегодняшняя тарифная политика устарела.
- Она основана на методологии 1989 года. Основной ее задачей было субсидирование перекредитования: с одного продукта берешь и субсидируешь другой продукт. Таким образом, советская система приравнивала и субсидировала разные грузы.
Сегодня эта система уже не дает возможности работать так. Все должно стоить столько, сколько оно стоит. В законе написано, что тариф должен полностью свою себестоимость отбивать и плюс давать маржу для того, чтобы поддерживать и железную дорогу, и вагонный парк, и локомотивный парк в должном состоянии, - полагает Сауранбаев.
Он предупредил о дальнейшем постепенном увеличении тарифов на железнодорожные перевозки. Цена будет зависеть от расстояния: чем дальше, тем выше стоимость, в том числе пассажирского билета.
- Наше предложение правительству состоит в плавном повышении тарифов в течение 3 лет для понижения нашей закредитованности. Мы показали программу развития железных дорог, на которую в целом требуется 5,7 трлн тенге. И правительство может сказать: или повышение тарифов, либо поиск каких-то других путей. По этой части я могу пожелать, чтобы наши желания совпадали с возможностями бюджета, - заключил Сауранбаев.
Министр транспорта Марат КАРАБАЕВ на брифинге подтвердил, что тарифы КТЖ являются самыми низкими среди соседей и что многие виды грузов перевозятся по тарифам ниже себестоимости. По итогам 10 месяцев объем таких перевозок составил 88 процента от общего объема перевозок.
- Для развития железнодорожной инфраструктуры будет совершенствоваться тарифная политика с учетом интересов экономики страны. При этом прежде всего считаем целесообразным совершенствование тарифной политики на экспорт сырьевых товаров. Это позволит предприятиям стимулировать глубокую переработку на территории страны, - отметил Карабаев.
Кстати, на брифинге правительства главу КТЖ спросили, является ли Алия НАЗАРБАЕВА все еще акционером компании Instant Payment, которая занимается организацией систем онлайн-продаж железнодорожных пассажирских билетов в Казахстане.
- Когда вопрос возник, вышеназванный акционер сразу вышла из АО, то есть ее нет. Вот, например, господин МУСИН (Багдат, глава Минцифры. - Т. Г.) рядом сидит, знает, что можно расторгнуть отношения с этой компанией хоть сейчас, но тогда мы не сможем оказывать услугу онлайн-покупки билетов. То есть вот так взять и вырвать невозможно. Но сегодня идет акт передачи: прошел открытый конкурс, выиграла компания, и сейчас идет передача прав на оказание услуг от Instant Payment этой новой компании. И 1 декабря акт передачи состоится, - сообщил Сауранбаев.
Тогжан ГАНИ, фото Андрея ХАЛИНА, Астана

Тогжан ГАНИ