1640

На чём и почём?

Пассажирские и грузоперевозки будут неумолимо дорожать

На чём и почём?

Премьер Алихан СМАИЛОВ велел железнодорожному перевозчику “Казахстан темир жолы” сделать клиентский сервис главным приоритетом деятельности компании. По его словам, сейчас высокой культуре обслуживания пассажиров мешают регулярные опоздания поездов и устаревшие вагоны.

По данным главы правительства, износ подвижного состава и магистральных сетей достигает почти 60 процентов. Это не может не сказываться на скорости поездов и пропускной способности железной дороги.

- Имеются вопросы и к оформлению грузов на границе, что сказывается на объемах транзита, экспорта и импорта. Бизнес жалуется на несвоевременные поставки вагонов и отгрузки, длительные процедуры различных согласований. Поэтому необходимо создать для бизнеса “одно окно” с минимальными сроками рассмотрения и подготовки документов. Все службы должны работать оперативно и синхронно, - отметил премьер-министр.

У граждан, добавил он, тоже много нареканий к деятельности КТЖ:

- Это и систематические опоздания поездов, отсутствие должного сервиса, состояние пассажирских вагонов.

Все это, считает Смаилов, негативно сказывается на развитии всей экономики.

Он поручил трем министерствам, Погранслужбе КНБ, фонду “Самрук-Казына” и КТЖ до конца года проработать вопрос упрощения процедур оформления и прохождения грузов, а также принять меры по снижению уровня износа подвижного состава до 40 процентов к 2029 году.

После заседания правительства председатель правления “Казахстан темир жолы” Нурлан САУРАНБАЕВ рассказал о финансовом состоянии КТЖ:

- Если мы говорим о 2019 годе, то основной стратегической задачей была финансовая устойчивость компании. Через два года этот вопрос с повестки ушел. За последнее время доход вырос с 1,3 трлн тенге до почти 2 трлн тенге в этом году. Последние три года показываем постоянную прибыль. В этом году по итогам 10 месяцев - 130 млрд тенге. Тем не менее вопрос закредитованности КТЖ остается, потому что в тарифе не предусмотрена ставка на возврат кредитов, и все задачи, которые сейчас ставят - ремонт дорог, приобретение вагонов, - они все оформляются как кредит КТЖ. Соответственно, наша закредитованность растет.

Он подчеркнул, что тарифы КТЖ самые низкие в странах СНГ. Они не позволяют возместить расходы, связанные с оказанием услуг, недостаточны для поддержания и развития инфраструктуры, своевременного обновления локомотивного парка и подвижного состава, модернизации информационных систем.

- По сравнению со всеми нашими соседями наши тарифы как минимум в два раза меньше, а против некоторых - в три-четыре раза! При этом у таких компаний, как российская РЖД, мало того что тарифы выше, чем у нас, - их еще капитализируют в течение года два-три раза! - чуть ли не чмокнул от зависти Сауранбаев.

По его мнению, сегодняшняя тарифная политика устарела.

- Она основана на методологии 1989 года. Основной ее задачей было субсидирование перекредитования: с одного продукта берешь и субсидируешь другой продукт. Таким образом, советская система приравнивала и субсидировала разные грузы.

Сегодня эта система уже не дает возможности работать так. Все должно стоить столько, сколько оно стоит. В законе написано, что тариф должен полностью свою себестоимость отбивать и плюс давать маржу для того, чтобы поддерживать и железную дорогу, и вагонный парк, и локомотивный парк в должном состоянии, - полагает Сауранбаев.

Он предупредил о дальнейшем постепенном увеличении тарифов на железнодорожные перевозки. Цена будет зависеть от расстояния: чем дальше, тем выше стоимость, в том числе пассажирского билета.

- Наше предложение правительству состоит в плавном повышении тарифов в течение 3 лет для понижения нашей закредитованности. Мы показали программу развития железных дорог, на которую в целом требуется 5,7 трлн тенге. И правительство может сказать: или повышение тарифов, либо поиск каких-то других путей. По этой части я могу пожелать, чтобы наши желания совпадали с возможностями бюджета, - заключил Сауранбаев.

Министр транспорта Марат КАРАБАЕВ на брифинге подтвердил, что тарифы КТЖ являются самыми низкими среди соседей и что многие виды грузов перевозятся по тарифам ниже себестоимости. По итогам 10 месяцев объем таких перевозок составил 88 процента от общего объема перевозок.

- Для развития железнодорожной инфраструктуры будет совершенствоваться тарифная политика с учетом интересов экономики страны. При этом прежде всего считаем целесообразным совершенствование тарифной политики на экспорт сырьевых товаров. Это позволит предприятиям стимулировать глубокую переработку на территории страны, - отметил Карабаев.

Кстати, на брифинге правительства главу КТЖ спросили, является ли Алия НАЗАРБАЕВА все еще акционером компании Instant Payment, которая занимается организацией систем онлайн-продаж железнодорожных пассажирских билетов в Казахстане.

- Когда вопрос возник, вышеназванный акционер сразу вышла из АО, то есть ее нет. Вот, например, господин МУСИН (Багдат, глава Минцифры. - Т. Г.) рядом сидит, знает, что можно расторг­нуть отношения с этой компанией хоть сейчас, но тогда мы не сможем оказывать услугу онлайн-покупки билетов. То есть вот так взять и вырвать невозможно. Но сегодня идет акт передачи: прошел открытый конкурс, выиграла компания, и сейчас идет передача прав на оказание услуг от Instant Payment этой новой компании. И 1 декабря акт передачи состоится, - сообщил Сауранбаев.

Тогжан ГАНИ, фото Андрея ХАЛИНА, Астана

Поделиться
Класснуть