Закупки без махинаций? Да неужели!
Вице-министр финансов Даурен КЕНБЕИЛ в понедельник объявил, что в Казахстане одна из самых совершенных в мире систем электронных госзакупок. При этом в мажилис он пришел с законопроектом, который еще больше “совершенствует” эту систему. Зачем, если она и так хороша?
- По данным Всемирного банка, система электронных государственных закупок Казахстана является одной из лучших в мире! Наша система государственных закупок занимает третье место среди 109 стран в рейтинге по доступности информации. Сегодня на веб-портале государственных закупок зарегистрированы более 100 тысяч поставщиков продукции и более 24 тысяч заказчиков. По итогам 2022 года объем государственных закупок составил более 5,9 трлн тенге. Условная экономия при госзакупках составила 632 млрд тенге, - бодро выступил вице-министр Кенбеил.
Своим заявлением он, прямо скажем, ошарашил депутатов мажилиса. Они, пытаясь спустить его с небес на землю, напомнили, что госзакупки, вообще-то, вечная боль для Казахстана.
- Это системная проблема, когда конкурс не состоялся, потом ПСД дорожает, идет корректировка, потом это все ложится бременем на местный бюджет, там вечная нехватка денег… Все это хроническая болезнь, опухоль всего нашего бюджета, когда не хватает денег. И это все из-за госзакупок! - указал депутат Бауржан СМАГУЛОВ.
- Вы на слайде только что показали, как наша система госзакупок одна из лучших в мире. Ну, это может быть только для вас (для Д. Кенбеила. - Т. Г.), я лично не разделяю вашего мнения! - отрезал мажилисмен Анас БАККОЖАЕВ.
Вице-министр пропустил это мимо ушей. Он заверил мажилисменов, что благодаря новому правительственному законопроекту о госзакупках казахстанская система конкурсов и тендеров точно окажется в мировых лидерах. Во-первых, со следующего года сама процедура госзакупок перейдет на рейтингово-балльную систему. По словам Кенбеила, по ней с 1 сентября 2023 года уже закупаются строительно-монтажные работы и проектирование, а с 1 января 2024 года на эту систему планируется перевести закупки услуг технадзора. Этот способ исключает человеческий фактор во время конкурса, тем самым минимизируя коррупционные риски.
- Победитель определяется порталом автоматически на основе данных информационных систем госорганов. Учитывая автоматическое определение победителя, итоги таких закупок обжалованию не подлежат, - доложил Кенбеил.
Благодаря такому подходу время проведения конкурса сокращается вдвое - с двух месяцев до 29 календарных дней.
Кроме того, вице-министр пообещал, что приоритет в закупках будет отдаваться качеству, а не низким ценам приобретаемых товаров и услуг. Для этого предлагается проводить закупки среди поставщиков, имеющих “соответствующую репутацию”. Информация о поставщике будет формироваться с использованием различных баз данных, добавил он.
- Потенциальный поставщик, его руководитель или учредители не смогут участвовать в госзакупках, если ранее совершили коррупционные правонарушения! - отметил спикер.
Еще одно нововведение - заказчик сможет приобретать товары, работы и услуги, необходимые для предупреждения чрезвычайных ситуаций. Сейчас такое возможно только в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Второй блок поправок в законодательство о закупках, по его словам, предусматривает внедрение общественного мониторинга, особенно по работам, связанным со строительством. Для этого Минфин предлагает размещать в открытом доступе графики выполнения работ, отчеты по исполнению договоров и привлекать общественные советы к мониторингу исполнения договоров.
- В целях исключения затягивания процедур закупок функция по пересмотру итогов передается организатору закупок, на базе которого будут создаваться комиссии по рассмотрению жалоб. Право на обжалование итогов будет предоставлено исключительно по закупкам, победители которых определены конкурсной комиссией, - добавил Кенбеил.
Действующий камеральный контроль будет сохранен, при этом уполномоченному органу запретят отменять итоги закупок.
- В случае представления одной заявки на участие в конкурсе и признания ее соответствующей квалификационным требованиям предлагается признавать такие закупки состоявшимися. Это существенно сэкономит время, а также упростит процесс, поскольку заказчику не нужно будет проводить повторный конкурс. Кроме того, предлагается осуществление закупок из одного источника товаров до 100 МРП, работ и услуг - до 500 МРП, - сообщил вице-министр финансов.
В целом Министерство финансов инициирует создание “единой платформы закупок с одновременным отключением имеющихся закупочных площадок” на базе единого оператора госзакупок - АО “Центр электронных финансов”.
Депутаты долго не обсуждали наполеоновские планы Минфина, но угрожающе предупредили, что на заседаниях рабочих групп законопроект хорошенько проштудируют. Многие в зале недовольно заметили, что ничего нового и “совершенного” для себя они не увидели.
Тогжан ГАНИ, Астана