1361

Лучше меньше, но стабильно

Новый лидер Минтруда Светлана ЖАКУПОВА объяснила, отчего минимальная зарплата в Казахстане не может быть 300 тысяч тенге и что не понравилось парламентариям, которые в сентябре отказались от голосования или выступили против ее кандидатуры на пост главы социального ведомства.

Лучше меньше, но стабильно

На брифинге в СЦК Светлана Жакупова прокомментировала предложение мажилисмена Рината ЗАИТОВА повысить размер минимальной заработной платы (МЗП) в стране до 300 тысяч тенге. При этом, называя эту цифру, она засмеялась. По ее словам, такую сумму не потянут сами работодатели.

- Конечно, было бы классно сделать МЗП 300 тысяч тенге в Казахстане. Популистски можно это объявить, и все будут аплодировать, но на самом деле никто не сможет так работать. Мы должны подумать о малом и среднем бизнесе. Потому что они должны будут выплачивать эту минимальную зарплату и плюс из этих 300 тысяч тенге они должны вносить обязательные платежи. Это будет очень большая нагрузка на бизнес! - объяснила глава Минтруда.

Она подчеркнула, что МЗП следует воспринимать как минимальный стандарт и никто из работодателей не должен платить ниже этого показателя. Это не означает, что все казахстанцы получают только минимальную зарплату. Жакупова добавила, что МЗП в 85 тысяч тенге, которую объявил президент для следующего года, была определена методологией.

- Эта методология еще не получила законодательного закрепления, но факт, что мы ее исчисление привязали к средней заработной плате и к производительности труда. И третий факт, почему не может быть 300 тысяч: мы говорим о том, что 85 тысяч платится за неквалифицированный труд. То есть нет требований к компетенциям, навыкам, знаниям, - подчеркнула спикер.

Журналисты спросили, верит ли новый министр официальной статистике, по которой доля бедных в Казахстане всего 5 процентов?

- Если опираться только на чис­тую статистику, то покажется, что действительно очень плохо обстоят дела. Но вот мы с коллегами в последние три недели провели очень большую работу и выявили следующее: официальная статистика сегодня дает 31 триллион чистого фонда оплаты труда в структуре ВВП. Соответственно, в ЕНПФ должны были прийти 3 триллиона 1 миллиард тенге пенсионных взносов (ведь они составляют 10 процентов от ежемесячного дохода). Но смотрим статистику 2022 года: в ЕНПФ пришло всего 1,6 триллиона тенге пенсионных взносов. О чем это говорит? У нас есть теневая экономика с зарплатами в конвертах. То есть доходы населения, по официальной статистике, как будто бы очень низкие, но по перечислениям выходит, что все равно у нас есть население, которое может проживать выше этой черты! - объяснила она.

В ответ СМИ напомнили, что у нас бедными считаются те, кто зарабатывает ниже 30 тысяч 500 тенге (70 процентов от величины прожиточного минимума). И это значительно ниже международных стандартов. Вот Всемирный банк установил черту бедности в 205 долларов, в том числе и для нашей страны. А это 97 тысяч тенге. Согласно этому порогу бедных на самом деле намного больше, просто их не учитывают.

- Согласна, что сегодняшняя методика определения прожиточного минимума не соответствует международным стандартам. Поэтому мы сейчас собираем рабочую группу, будем пересмат­ривать этот критерий. Есть в планах перейти на медианный доход с 2025 года. Он условно делит общую шкалу зарплат пополам и проводит границу прямо посередине. Одна половина граждан получает больше этой суммы, а другая - меньше. И мы выйдем из неправильной статистики! А исчисление прожиточного минимума из медианного дохода будет справедливым, - отметила министр.

Но оказалось, проблема в том, что к прожиточному минимуму привязаны пять социальных выплат, которые финансируются из бюджета.

- Поэтому министерству необходимо рассмотреть подход, чтобы разорвать эту связь - выплаты выплатами, а прожиточный минимум, который определяет качество жизни и черту бедности, отдельно. И в стратегических документах прописано, что если сегодня черта бедности - это всего лишь 70 процентов от прожиточного минимума, то мы должны прийти к 100 процентам! - заявила спикер.

Я спросила у министра, чем она намерена запомниться казахстанцам и выделиться из своих предшественников. Она ответила банальными фразами, но было видно, что Светлана Жакупова расчувствовалась.

- Я вообще захожу в Минтруда в третий раз, и оба раза уходила только по семейным обстоятельствам. И вот я вернулась в новом статусе. И в первый, и во второй, и в третий раз у меня только одна цель - служить народу, повысить качество жизни, помочь тому, кто страдает. И, конечно же, главная цель - социальная справедливость! - проникновенно заявила она.

Тогда я поинтересовалась: а почему при голосовании за ее персону на должность министра труда половина мажилисменов из профильного комитета воздержалась от голосования, а один - Ринат Заитов - проголосовал против? Это было недавно, когда в мажилисе представляли новых членов правительства. Тогда в интервью газете “Время” Заитов объяснил, что ему не понравился ответ министра. Якобы на вопрос, можно ли прожить казахстанцу на 85 тысяч тенге целый месяц, Жакупова сказала “да”. Но у министра другая версия.

- “Да” я не говорила. Голосовал против один депутат, а четверо воздержались. Почему? Наверное, надо спросить это у самих депутатов. А депутат, который проголосовал против, задал такой вопрос: в январе погиб человек, у него осталась жена-библиотекарь с зарплатой 85 тысяч тенге с тремя детьми. Как она проживет на эту сумму? Мой ответ был такой: государство не оставит эту семью, потерявшую кормильца. Поэтому эта семья будет получать не только 85 тысяч, но и пособия. Так я сказала. Наверное, это ему не понравилось, - пожала плечами министр.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее