1876

Что же вы ещё хотите?

На золотоносном руднике Бестобе закипит работа. Наконец-то! Спустя почти два года. Именно столько он простаивал и около года - обогатительная фабрика “Казахалтын Technology”. А все потому, что жители одноименного поселка протестно отнеслись к идее компании-владельца модернизировать технологию добычи драгметалла, сделать ее более современной. Неоднократные переговоры с бестобинцами ни к чему не приводили, от них появлялись лишь все новые требования. В итоге производство замолкло. Чего в итоге хотели жители села и работники рудника? На что пошел инвестор, чтобы начать работы?

Что же вы ещё хотите?
Золотая история

Об истории вопроса - вкратце. Бестобинское золоторудное месторождение находится в одноименном селе Акмолинской области. Открыли его еще в 1931 году, а годом позже начали вести разработку.

Сначала, конечно, добыча была примитивной: кирки да лопаты. В 1934-м, когда уже построили фабрику по обогащению, освоение пошло в том числе и открытым способом. В 30-40-е годы для извлечения руды использовали даже ртуть, а отходы переработки сбрасывали на прилегающую к фабрике территорию без специальной подготовки.

“Мы - против!”

Понятно, что за почти вековое использование месторождения накопился огромный объем отходов производства - техногенных минеральных образований (ТМО), а именно 10 миллионов тонн. Перерабатывать их раньше считалось нерентабельным - слишком низкое содержание золота, сейчас же с бережным отношением к ресурсам они могут стать не отходами, а вторсырьем. Поэтому на безопасном расстоянии от жилых домов в 2018 году была построена обогатительная фабрика “Казахалтын Technology”. Там и стали перерабатывать все ТМО. Ну а в будущем планировалось, что на фабрике станут перерабатывать и саму руду.

Вот с таким багажом и активами рудник в 2019 году принимает крупнейшее золотодобывающее предприятие “Алтыналмас”. К слову, в своем деле толк знает, когда-то все золотоносные месторождения входили в компанию, ныне золото добывается на девяти месторождениях, раскиданных по всей республике, а перерабатывается на собственных золотоизвлекательных фабриках.

Сказать, что Бестобе - золотая жила, слишком громко. Дело в том, что балансовые запасы рудника подходят к концу, и уже в 2024 году согласно действующей рабочей программе он должен был закрыться.

Чтобы этого не произошло, “Алтыналмас” предлагает продлить жизнь рудника и модернизировать производство. Ведь до сих пор золото в шахтах добывали устаревшим ручным методом. Компания же предложила перейти на механизированную крупнотоннажную технологию. Она помимо того что высокопроизводительная, так еще и более безопасная, чем прежняя. Вроде хорошо же: месторождение избежит консервации, для местных жителей будет работа.

Но такие идеи добро от бестобинцев так и не получили. Они, кстати, ссылались на то, что работающая фабрика “Казахалтын Technology” сильно пылит и вообще использует цианид. Компания в итоге провела для всех бестобинцев бесплатный чек-ап. Оплатила осмотр, анализы и исследования. Желающих, кстати, проверить свое здоровье было не так много. Но в итоге медики ничего серьезного ни у кого не нашли. Специалисты даже взяли пробу воздуха и почвы, цианида там не оказалось. Возможно, все эти жалобы лишь повод для того, чтобы месторождение оставили в покое и не лезли туда с механизацией добычи. Ведь такой формат напрочь перекроет ход черным старателям.

Наша газета уже писала о золотой лихорадке и тех нехилых барышах, что получают те, кто незаконно пролазит в шахты и выносит драгоценную руду (см. “Вторая жизнь Бестобе”). Но в итоге активисты добились того, что в июне 2021-го рудник, а вместе с ним и 1200 работников оказались в простое.

Сначала компания выплачивала им среднюю заработную плату. А с февраля 2023-го работодатель, согласно законодательству, начинает перечислять уже минимальную заработную плату с учетом отраслевого коэффициента. Это порядка 126 000 тенге. В общем, люди получают деньги, производство стоит, а шахты рудника постепенно затапливаются грунтовыми водами.

Так чего же вы хотели?

Все эти годы компания пыталась найти общий язык с бестобинцами и работниками рудника. Изучала и отвечала на их письменные требования. У нас на руках есть копии нескольких таких документов за 10 и 25 мая этого года.

Например, достоверный факт, что компания предлагает выплатить четыре среднемесячные зарплаты любому пожелавшему уволиться. Но нужно учитывать, что предприятие после восстановления должно набрать производственные мощности… Для этого нужно время. В этом случае для бестобинцев предлагают вакансии на других рудниках АО “АК “Алтыналмас” и ТОО “Корпорация “Казахмыс”.

“Команду инженеров и техников, рядовых работяг укомплектовать нужно из местных жителей”, - желают активисты. Не вопрос, говорит инвестор, главное, чтобы кандидаты оказались квалифицированными специалистами.

Просят компанию провести и детальную геологоразведку месторождения. “Алтыналмас” уже говорил о том, что она будет двух­этапной. На каждом из них планируют бурить по 44 500 погонных метров.

Затребовали у инвестора взять на себя и соцобеспечение, и благоустройство самого поселка. Хотя даже во время двух лет простоя, теряя миллиарды, “Алтыналмас” прихорашивал Бестобе. Например, в прошлом году отремонтировал сквер Победы, одну из школ, установил 50 опор освещения. В поселок только в прошлом году вложен 71 миллион тенге. Компания готова и дальше инвестировать в развитие Бестобе, но дайте запустить производство и выйти на определенные мощности!

Это уже ни в какие ворота

Но есть у активистов и совсем нелогичные требования. Например, они хотят, чтобы директором рудника поставили спеца из местных. И это достаточно странно, учитывая, что в поселке не первый год процветает черное старательство. Понятно, что на посту главного менеджера должен быть представитель компании. Вместо этого инвестор справедливо предлагает одному из бестобинцев занять место главного инженера рудника.

Еще активисты хотят, чтобы тем, кто начнет восстанавливать шахты и добывать флюсовую руду, проводили сдельную оплату. Со дня первой выдачи сырья! Но, уточняют инвесторы, сначала нужно выйти на безубыточное производство. А оно таким станет, если ежемесячно доставать не менее 21 килограмма руды.

Настаивают и на том, чтобы “Алтыналмас” все же рассмотрел иной способ переработки сырья. Компания готова поискать альтернативные технологии и сравнить. Фабрику, конечно, модернизируют так, чтобы соблюдались все экологические нормы. Можно даже привлечь к этому независимых экспертов, ту же мониторинговую группу.

Ну и одно из главных требований - поменять локацию обогатительной фабрики. Хочется жителям, чтобы она была подальше. Сейчас объект находится в полукилометре от поселка. Но, объясняют в “Алтыналмасе”, такое требование совершенно нелогично. Ведь эту фабрику запустили на законных основаниях. Причем никто из жителей раньше претензий к строительству объекта не имел. Они даже дали согласие в 2017 году.

Напомню, экспертиза, проведенная еще во время работы перерабатывающего предприятия, показала, что ни в почве, ни в воздухе цианида нет. И потом, для пущей уверенности, “Алтыналмас” планирует применить систему обеззараживания хвостов прямо на территории фабрики. Такая технология не позволит накапливаться вредному веществу. Плюс ко всему инвестор готов установить и датчики мониторинга воздуха.

У проекта есть шанс?

Да, первый шаг к возрождению проекта будет сделан на днях. На руднике Бестобе начнутся восстановительные работы. Для начала необходимо откачать грунтовые воды из шахты. Этим займется часть действующих сотрудников. Надеемся, что жители, работники и инвестор все же смогут окончательно договориться и Бестобе наконец выйдет на проектную мощность. Но впереди еще много работы, которую без всеобщей поддержки выполнить очень трудно.

Ергали НУРГАЛИЕВ, Степногорск

Поделиться
Класснуть