2943

Лишь бы шеф был доволен

Настоящий автомобильный бум намечается в государственной сфере Западно-Казахстанской области. Чиновники, госслужащие и работники квазигоссектора готовы потратить сотни миллионов тенге на покупку машин. В числе требований, которые предъявляют к транспортным средствам, - качественные аудиоустройства, двухзонный климат-контроль, кожаная оплетка для руля, багажные рейлеры, крепления для детских кресел и детские ремни безопасности, а также другие атрибуты комфортного пребывания в автомобиле.

Лишь бы шеф был доволен
Парковка возле акимата Западно-Казахстанской области.

С момента объявления моратория на приобретение чиновниками дорогостоящих машин и мебели прошло три года. Два первых акиматы и их подразделения практически не покупали машины и довольствовались только сменой запчастей и мелким ремонтом. Но, судя по всему, без новых авто работа у госслужащих как каторга. Портал госзакупок уже пестрит объявлениями о покупке новых автомобилей. Областной акимат, например, планирует закупить сразу пять кроссоверов класса С не ранее 2023 года выпуска. Даже если опустить чисто технические моменты, судя по отзывам специалистов, они говорят о хорошем вкусе заказчиков и тяге к комфорту.

В числе прочего отметим рейлинги на крыше, отделку дверных ручек матовым хромом, рулевое колесо и селектор КПП с отделкой кожей. Особый интерес вызывают требования креплений второго ряда для детских сидений ISOFIX, помощник при трогании в гору НАС и при спуске с горы DBC и система стабилизации прицепа TSC. Все эти опции не установлены в машине по умолчанию, а идут в виде дополнительной комплектации по требованию заказчика, за дополнительную плату, разумеется.

Можно представить, как машина с акимом и детьми на заднем сиденье с груженым прицепом, так как на верхние рейлеры все не поместилось, заезжает на гору, а затем спускается с нее с помощью помощника, встроенного в бортовой компьютер. Учитывая, что возвышенностей в регионе всего две, работники областного акимата планируют частые поездки в сторону атырауской трассы - там на выезде из города расположилась Свистун-гора, или в Таскалинский район на гору Ичка. Вопрос только, нужно ли возить детей в служебной машине, да еще и по дорогам.

В апреле новые кроссоверы намеревались закупить по 18 миллионов за единицу. Однако покупка не состоялась, и в мае объявление снова появилось на портале, правда, чиновники чуть поубавили свои аппетиты. Теперь за каждый автомобиль они готовы выложить не более 16 миллионов тенге. Немного поменялись и требования. Судя по всему, в машинах больше не планируется возить детей или грузы. Зато повысились требования к комфорту и к качественному прослушиванию музыки. Прием предложений от потенциальных поставщиков завершится на днях.

Кроме акимата наличием новых машин озаботились некоторые управления. Например, КГУ “Служба управления по мобилизационной подготовке, территориальной обороне и гражданской защите” аппарата акима ЗКО автомобиль 2022 года выпуска пыталось приобрести с января. Успехом увенчалась только пятая попытка, которая состоялась в конце мая. К тому моменту цену спустили с 9 миллионов до 7,6. Как и старший брат - акимат, руководство мобилизационного центра оказалось не без чувства прекрасного. В техспецификации были требования к аудиосистеме и опции для перевозки детей. Закуп был совершен из одного источника.

Изучая тему, с удивлением обнаружила несколько организаций, о которых никогда не слышала, но деятельность которых, судя по всему, никак невозможна без новых авто. Некое КГУ “Центр жилищных отношений”, например, выполняющее какие-то загадочные функ­ции при отделе ЖКХ, в самом конце прошлого года с четвертой попытки обзавелось новой автомашиной. Особых наворотов в ней не прослеживается, тем не менее в октябре центр был готов выложить за авто 15 миллионов тенге. В конце ноября, когда закупка все же состоялась, в объявлении указывали уже другую цену - 10 миллионов.

Отдельной строкой в эпопее с автотранспортом проходит областное управление здравоохранения. С одной стороны, понятно, что поликлиникам, больницам и станции скорой помощи жизненно необходимы автомобили. И любому человеку понятно приобретение автотранспорта, имеющего специальное назначение. Но какое отношение к медицинской деятельности имеют кроссоверы и комфортные седаны? Нет, конечно, специальные медицинские машины тоже покупают. Но легковой транс­порт пользуется почему-то гораздо большей популярностью. Практически каждое городское медучреждение отметилось закупкой двух-трех автомашин, не имеющих отношения к медицине.

Однако самые активные автолюбители трудятся, судя по всему, в первой поликлинике. В этом году здесь планируют к закупу две машины по 7 миллионов, три по 14 миллионов и еще один автомобиль за эту же сумму, но уже не ранее 2023 года выпуска. И если две относительно недорогие машины не отличаются серьезными требованиями, то те, что по 14 миллионов, уже с претензиями. Тут и двухзонный климат-контроль, и дополнительный обогрев, и различные регулировки внутри салона и прочее. При этом не далее как в декабре прошлого года поликлиника уже купила машину за 12 миллионов.

Вопрос, для чего одной поликлинике пять дорогостоящих машин и две классом чуть ниже, вызывает уже спортивный интерес, особенно учитывая, что для перевозки участковых поликлиника за 5,5 миллиона арендовала на полгода четыре легковых автомобиля. Хотя администрации заведения приходится добираться по службе разве что до областного управления здравоохранения. Но облздрав находится через дорогу от первой поликлиники.

Каким образом новый автопарк поликлиник повлияет на лечение больных или на дефицит медтехники и узких специалистов, нам непонятно. Отметим, что на днях аким области сообщил, что компания КПО б.в. - разработчик Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения, выделяет 25 миллиардов тенге для того, чтобы регион мог закупить необходимое медицинское оборудование, которого действительно не хватает.

Я обратилась за комментариями в областное управление здравоохранения. Там, видимо, не поняли (или сделали вид, что не поняли), что речь идет о легковых автомобилях, и в письменном ответе разъяснили, насколько необходима 1-й поликлинике медицинская техника.

“Для улучшения качества и возможности своевременной диагностики ряда заболеваний, а также в связи с моральным и физическим износом, доведения до нормативов оснащения согласно приказу министра здравоохранения РК от 29 октября 2020 года №ќР ДСМ-167/2020 необходимо приобретение медицинского автотранспорта для оснащения участковой службы и неотложной медицинской помощи медицинских организаций города, - сообщили в пресс-службе областного управления здравоохранения. - Вся техника будет задействована в процессе обслуживания населения, а также в круглосуточной службе скорой и неотложной медицинской помощи, прикрепленное население городских поликлиник сможет получать необходимые медицинские услуги должного уровня и качества, что в общем итоге положительно повлияет на уровень заболеваемости и качество оказываемых услуг в городе”.

В общем, и пациентам, и участковым 1-й поликлиники теперь можно только позавидовать. Ведь, как говорится, если врач доволен, то и пациенту легче.

Примечательно, что в областном управлении здравоохранения так и не смогли предоставить список медицинского оборудования, которое планируют закупить на деньги от иностранных инвесторов. В ведомстве сообщили, что документ до сих находится на стадии завершения. При этом аким Западно-Казахстанской области Нариман ТУРЕГАЛИЕВ месяц назад, выступая на брифинге в СЦК, сообщил, что список готов:

- Выяснили, что нужно для наших поликлиник и больниц. Исходя из этого составили перечень необходимого медицинского оборудования. К этому вопросу привлекали экспертов.

Вопрос, кто из чиновников, мягко говоря, лукавит, пока остается без ответа.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть