Интересантам проволонтёрить,
или Как подогнать село под реальный стандарт
Несоответствием красивых чиновничьих отчетов с реальным положением вещей в регионах возмутились депутаты мажилиса в понедельник на правительственном часе, в ходе которого обсуждали систему региональных стандартов (СРС) для населенных пунктов.
Министр национальной экономики Алибек КУАНТЫРОВ, выступая с докладом, отметил, что СРС включает конкретный перечень объектов и услуг, необходимых для населения. То есть это минимальные стандарты, до которых необходимо довести каждый населенный пункт.
- Наибольшая обеспеченность объектами и услугами наблюдается в Алматы и Астане, Павлодарской, Мангистауской и Алматинской областях, низкая обеспеченность - в Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и области Жетысу, - констатировал Куантыров.
В Казахстане, напомнил он, 6,3 тысячи сельских населенных пунктов, где проживают 7,5 млн жителей. Мониторинг показателей СРС за 2022 год показал, что количество сел с высоким уровнем обеспеченности объектами и услугами увеличилось и составило 786, что в сравнении с 2021-м больше на 525. Население этих “передовых” сел - 3,2 млн человек, или 43 процента сельских жителей страны.
- Министерство прогнозирует, что к 2027 году все села со средним уровнем будут доведены до категории сел с высоким уровнем обеспеченности согласно требованиям СРС, - был преисполнен оптимизма Куантыров. - Для улучшения качества жизни наших граждан по всем центральным госорганам на 2023-2025 годы предусмотрены целевые трансферты на развитие регионов в размере 4,5 трлн тенге.
Однако депутат Нуртай САБИЛЬЯНОВ заметил, что СРС включает только количественные показатели: сколько школ, больниц, объектов инженерной инфраструктуры и так далее, при этом нет качественных показателей: в частности, каково их состояние, уровень аварийности, необходимость капитального ремонта, потребность в материально-технической базе.
- По предварительным расчетам Института экономических исследований, по итогам 2021 года уровень обеспеченности сельских населенных пунктов с учетом качественных показателей объектов составил 44 процента. Тогда как по результатам мониторинга уполномоченного органа уровень обеспеченности по количественным показателям составил 64,1 процента, - указал на разницу Сабильянов.
На примере обеспечения сельчан качественной питьевой водой парламентарий показал, как отчеты чиновников не бьются с реальной ситуацией. Так, в Маканчи Урджарского района Абайской области освоили выделенные деньги, однако воды в этом поселке как не было, так и нет. В итоге напрашивается вывод: работы провели только на бумаге. И таких примеров, когда подписывают акты приемки объекта, а по факту его не существует, по стране - хоть пруд пруди!
Вопрос информационной безопасности поднял в свою очередь мажилисмен Ерлан САИРОВ:
- У нас есть приграничные села с Китаем, например Зайсан, Маканчи, Нарынколь, где работает сотовый оператор... Китая. Это оказывает отрицательное влияние на нашу информационную безопасность. Так, в Тарбагатае местный акимат с министерством устанавливают станцию сотовой связи, там (только-только. - Л. Т.) появятся наши операторы. У нас работают и операторы Узбекистана.
В ответ вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Асхат ОРАЗБЕК заявил, что радиоволны на границе невозможно ограничивать.
- Поэтому в сфере связи руководители акиматов в 2019 году приняли решение о максимальном распространении радиоволн до 15 километров, - сказал он, правда, не пояснив, как за 15-м километром их будут гасить, если сигнал будет сильным, но вместе с тем признал: - На приграничных территориях около 770 сел, из них в 228 находятся иностранные операторы сотовой связи.
В 2024-2027 годах, по его словам, “в этих селах мы установим качественный интернет”.
На это депутат Саиров бросил реплику:
- Наши соседние страны - Узбекистан, Китай, Россия - ограничивают сотовую связь, устанавливают специальные станции, потому что они понимают, что это вопросы идеологии! Вместе с установкой оператора сотовой связи мы должны поставить какой-то щит, это основной аспект национальной безопасности!
Между тем депутат Екатерина СМЫШЛЯЕВА заметила, что таких лукавств и лжеправды, когда на бумаге школа построена, а в реальности не сдана или когда больница якобы есть, но на самом деле она аварийная, можно избежать. Для этого нужно активно использовать цифровые инструменты.
- У нас есть цифровой офис, освоены бюджетные деньги на его создание. Мы слышим о том, что будет какая-то сводная информационная система, которая позволит мониторить состояние и наличие объектов в каждом населенном пункте. Однако целостной картины на сегодня нет. Когда будет свод всех государственных информационных систем, чтобы мы видели состояние всех сел в режиме реального времени? - спросила Смышляева.
Ответ вице-министра Оразбека был сродни эффекту слепого дождя:
- У нас в здании есть большое помещение, куда мы выводим данные из разных информационных систем, включая smart data ukimet. Система управления проектами работает, мы данные туда заносим. Теперь важно, чтобы ими пользовались интересанты, скажем, администрация президента, аппарат правительства, мажилис, сенат. Давайте попробуем какой-нибудь кейс взять. Например, кто-то из депутатов если возьмется проволонтерить этот проект...
На эти окказионализмы тут же отреагировал вице-спикер мажилиса Альберт РАУ:
- Асхат Елубаевич, откуда у вас такое слово взялось? Депутатам проволонтерить… Это надо записать!
- Новое слово! Просто имеется в виду, что нужно использовать эту систему, - смущенно улыбнулся Оразбек.
На том и порешили.
Лэйла ТАСТАНОВА, рисунок Игоря КИЙКО, Астана