4014

Нотариат “в кармане”: действительно ли он нужен?

В апреле текущего года отечественные министерства юстиции и цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности представили пилотный проект “Цифровой нотариат”, призванный существенно упростить нашим гражданам получение нотариальных услуг. Теперь оформить доверенность (пока только доверенность) можно будет с помощью приложения eGov. И идти к нотариусу не нужно!

Нотариат “в кармане”: действительно ли он нужен?

- Ситуации могут быть разные: вы не можете выйти с работы или из больницы либо кто-то остался за границей, а семья в деревне. За семь лет казахстанцы научились работать через eGov Mobile. И теперь с помощью таких цифровых проектов мы сэкономим время населению, - отрекомендовал нововведение вице-министр юстиции Бекболат МОЛДАБЕКОВ.

Казахстан, к слову, стал одним из первых государств, которые внедрили подобное. Прежде лишь Латвия и Франция смогли создать своим гражданам такие удобства.

Нотариальные услуги выбраны не случайно: они самые популярные в Казахстане - в 2022 году более 2 млн обращений касались именно заверения доверенностей. В дальнейшем, как пообещали разработчики, услуга станет доступной и в ряде банковских приложений.

Мнение разработчиков

Мы решили уточнить у Бекболата Молдабекова, как показал себя проект за истекшее время.

- Бекболат Серикович, насколько оправдан и полезен такой цифровой подход? Есть ли какие-либо риски, например утечка персональных данных из системы?

- Акцентирую главное: востребованность этого вида нотариального действия высока, результатом проводимой работы видится прежде всего удобство для граждан, сокращение временных и финансовых затрат для физического обращения к нотариусу.

В целях исключения утечки персональных данных применяется аутентификация услугополучателя при помощи биомет­рии.

Дополнительную защиту дает ЭЦП - заявка на нотариальное действие и согласие на сбор и обработку персональных данных оформляются только при ее помощи.

- Какие именно виды доверенностей сейчас доступны в приложении?

- Пока на первом этапе пилотного проекта реализованы три вида доверенностей, которые не касаются имущественных споров. Это доверенность на представление интересов во всех государственных и других компетентных органах, учреждениях, на предприятиях всех форм собственности; доверенности на ведение наследственного дела и на ведение дел в судах.

Масштабировать проект, то есть вводить дополнительные услуги, в том числе очные консультации нотариусов, будут, если он покажет свою эффективность.

- При онлайн-оформлении обязательное условие - видео­звонок нотариусу. С какой целью введено это правило?

- Это обязательный этап. Правилами совершения нотариальных действий регламентирован порядок оформления доверенностей в присутствии нотариуса. И даже если услугополучатель выбрал цифровой вариант обращения, присутствие специалиста обязательно.

Кроме того, личный контакт - лишняя возможность для нотариуса убедиться, что клиент дееспособен, как говорится, в здравом уме и твердой памяти. А для гражданина это возможность задать уточняющие вопросы, ему разъяснят его права и обязанности, предупредят о последствиях совершаемого нотариального действия, чтобы юридическая неосведомленность не была использована во вред услугополучателю. То есть во время видеоконтакта происходит то, что было при визите в кабинет нотариуса.

Первое время нотариус в приложении выбирался системой рандомно. Мы понимали, что для кого-то это может быть некомфортно - привыкли доверять конкретному специалисту. Сейчас функционал отлажен: возможен выбор определенного нотариуса из конкретного региона.

- А как оплачивать такие онлайн-услуги? Тут же, в приложении?

- Нет, не в приложении: оплата осуществляется через стороннее банковское приложение. Нотариус выставляет счет за оформ­ление в мобильном приложении банка второго уровня, клиент получает уведомление и оплачивает - все просто.

- Пилот введен полтора месяца назад. Сколько человек уже воспользовались услугами “Цифрового нотариата” за это время?

- Уже выдано более 1000 доверенностей по всей республике. На наш взгляд, это достойный показатель, что цифровая услуга действительно востребована и удобна, о чем мы и говорили в самом начале. Насколько приживется проект, покажет время: пилот запущен до 3 декабря 2023 года.

Мнение нотариуса

Айгерим АЙКЕШЕВА, председатель нотариальной палаты Астаны:

- Если говорить, как отнеслись к нововведению столичные нотариусы, то реакция была разной. Кто-то воспринял с профессиональной радостью: благодаря цифровым технологиям нотариат стал эффективным институтом по оказанию квалифицированной юридической помощи, ориентированным на нужды и потребности граждан и, что немаловажно, на понятное взаимодействие.

Кто-то оказался против, боясь определенных новшеств. Но, думаю, это временное неприятие - тут важно объективно оценивать перемены с точки зрения их плюсов и минусов. Если плюсов больше, не стоит сопротивляться переменам и отказываться приглашать их в свою жизнь.

Тем более что в основе цифровой инфраструктуры казах­станского нотариата лежит ЕНИС (единая нотариальная информационная система), которая за 13 лет работы подтвердила свою эффективность и стала надежной платформой для целого ряда цифровых услуг и сервисов. Все действующие нотариусы столицы, а их порядка 700, подключены к цифровой системе и могут получать звонки для совершения доверенностей в онлайн-режиме.

Что касается финансовой стороны вопроса - разорение нотариусам точно не грозит: им так же оплачивают нотариальные услуги, только удаленно. Кто привык к своему нотариусу, продолжит обращаться к нему в любом формате - в системе уже появилась возможность выбирать нотариуса, что, соответственно, играет на доверие: нет никаких опасений за личные данные в приложении. Кроме того, обеспечением безопасности занимается комитет по информационной безопасности, сформированный при МЦРИАП, а защита персональных данных и тайна нотариальных действий закреплены на законодательном уровне.

Насколько в целом оправдан проект? На мой взгляд, от и до. За небольшой срок - полтора месяца с момента введения “Цифрового нотариата” - нотариусами Астаны удостоверено 517 онлайн-доверенностей, то есть услуга действительно востребована в обществе. В целом за последние годы нотариат проделал большой путь в своем развитии. Принципиально важным остается дальнейшее развитие цифровых инноваций в нотариальной деятельности.

Мнение граждан

Марина ТАРПИЕВА, частный предприниматель:

- Если честно, я пока не пробовала пользоваться удаленно, потому что даже не слышала о такой возможности. Не могу сказать, что я очень активный пользователь нотариальных услуг, но обращаюсь, конечно: недавно как раз таки за доверенностями.

На мой взгляд, решение удобное. Если ты знаешь, что именно тебе нужно, то зачем ехать? Тем более если и правда можно выбрать проверенного нотариуса.

Если и обращусь через систему, то, скорее всего, за чем-то незамысловатым, потому что даже при условии созвона со знакомым нотариусом договор купли-продажи, например, я не решусь оформлять онлайн, не знаю, конечно, будет ли такая функция в будущем. Мало ли что: сбой в программе, плохая связь, а у нас это не редкость. Ну и плюс непонятно пока, возможно ли будет подключить для участия третью сторону и захочет ли вообще эта сторона подписывать что-то онлайн. Я надеюсь, что выбор нам оставят в любом случае и нотариусы не перестанут принимать в своих офисах. Для меня это кажется более надежным вариантом.

Елена ЛЕВКОВИЧ, Астана

Поделиться
Класснуть