2790

Аким говорит - остальные слушают!

Чуть больше года назад руководитель Алматы Ерболат ДОСАЕВ провёл первую встречу с горожанами. Мы решили вспомнить обещания градоначальника и выбрали те, где дело идёт не так гладко, как хотелось бы

Аким говорит - остальные слушают!

Это вынужденные свидания: акимы регионов просто обязаны общаться с народом после того, как появился соответствующий указ президента. В графике Ерболата Аскарбековича их 32 в год: раз в квартал пожаловаться ему на жизнь, потребовать, призвать к ответу может любой житель восьми районов Алматы.

Интервью Досаев не дает, в соцсетях не сидит, подчиненные акима тоже предпочитают не высовываться, поэтому эти встречи - основой источник информации из первых уст. Журналисты градоначальника цитируют и следят, что он скажет в очередной раз. А говорит Ерболат Аскарбекович много. И обещает изрядно. Потом, конечно, город делает: автобусы закупает, бесплатное питание учеников 1-4-х классов финансирует, деньги на уборку дворов выделяет, дно озера Сайран от ила очищает и т. д. и т. п. Хронических проблем в Алматы полно - с наскока их не решить. Время для этого нужно. На некоторые из таких моментов мы обратили внимание.

Уплотняющая застройка

14 апреля 2022 года аким сказал: “Наша идея - зафиксировать понятные единые правила, которые должны быть соблюдены. В городе будет восстановлен градостроительный совет. Мы обсудим проекты вначале, чтобы потом стройке никто не мешал и с плакатами никто не стоял… На самом деле мы с этими стройками разбираемся, и, думаю, какие-то решения, которые найдем, не будут идеальными, я сразу говорю”.

Наболело! Не случайно именно этот вопрос стал основным на первой встрече Досаева с горожанами. Градостроительный совет действительно создали. Тогда же обещанный генеральный план развития Алматы до 2040 года, пусть позже, не без вопросов и к документу, и к самой процедуре, приняли.

А человейники по ранее принятым проектам продолжают строить. Акимат публикует названия ЖК, квартиры в которых покупать не рекомендует из-за проблем с разрешительными документами. Тема волнует всех, градус напряжения не снижается. Алматинцы выходят на улицы с плакатами, отстаивая свое право жить в городе, в котором не застроен каждый клочок земли. История, судя по всему, только начинается.

Стихийная торговля

4 августа 2022 года аким сказал: “Касательно неорганизованной торговли у нас будут приняты новые правила. Департамент полиции города сможет накладывать штрафы и закрывать стихийные базары. Правила разработали, отправили на рассмотрение в Министерство юстиции. Надеемся, что до 15 августа текущего года они их согласуют. После утверждения правил администрация города и полиция будут вести борьбу с незаконной стихийной торговлей”.

Грозились начать осенью: “Будет проведена масштабная работа”. Новости на эту тему мелькают, да. Вот на прошлой неделе кошмарили татешек, которые торгуют пижамами и трусами возле рынка выходного дня в Алмалинском районе. С базарами-самостроями сложнее - приходится судиться и землю выкупать. Масштабной можно считать борьбу на другом фронте - в общепите. Здесь акимат преуспевает: пачками сносит незаконные летники.

Линия BRT

20 октября 2022 года аким сказал: “Мы начали работу по поводу модернизации линий BRT, то есть их переноса на правую крайнюю полосу. Но, к сожалению, нам нужно доделать проект. Мы доделаем и после перенесем линии на правую сторону”.

22 мая 2023 года сайт kolesa.kz опубликовал новость со ссылкой на ответ управления городской мобильности Алматы: “В адрес управления поступило более ста обращений от жителей, проживающих вдоль линии BRT, пассажиров общественного транспорта и автомобилистов с просьбой не вносить изменения в существующую линию BRT по ул. Тимирязева. Все они рассмот­рены и приняты во внимание. На основании вышеизложенного в целях эффективного использования бюджетных средств проведение реконструкции ул. Тимирязева считаем нецелесообразным”.

В августе 2022-го Досаев обе­щал пересмотреть и схемы выделенных полос для общественного транспорта. Тут пока тихо, может, оно и к лучшему.

Линия ЛРТ

23 июня 2022 года аким сказал: “Сейчас рассматриваем финансовые возможности города. Скоро решение приму”.

13 октября назвал конкретные сроки: “Весной следующего (2023-го. - О. А.) года мы окончательно решим по стоимости проекта ЛРТ. ЛРТ по Толе би сделаем”.

Начало лета 2023-го. Никаких новостей о самом проекте и его стоимости. Видимо, пока не решили…

Парковки платные…

16 сентября 2022 года аким сказал: “Все доходы от единого оператора будут идти в местный бюджет на социальные нужды горожан. Никаких посредников не будет”.

Единый оператор платных парковок теперь действительно полностью под крышей акимата и деньги (наконец-то!) собирает в городскую копилку. Но, опять же, пока “Алматыпаркинг” особо не активничает.

В апреле 2023 года на отчете управления городской мобильности присутствовал нынешний руководитель компании Владимир НИ и сказал, что парковки работают - на счетах на тот момент накопилось более 600 миллионов тенге. Штрафы приходят, но выборочно. Скоро система заработает в полную силу (боюсь предполагать, заработала ли). Но мало этого, Владимир Владимирович, мало! Горожанам непонятно, что вообще с “Алматыпаркингом” происходит: на что именно идут деньги, собранные за стоянку? как парковки будут развиваться? на каких участках поднимут их стоимость? Аким об этом тоже упоминал...

…и многоярусные

11 августа 2022 года аким сказал: “До конца года планируем презентовать программу по строительству многоярусных парковок в Алматы. Это позволит частично освободить дворы. В 2023 году начнем работу с частными инвесторами”.

11 января 2023 года уточнил: “Мы будем внед­рять многоярусные парковки по всему городу. Доходы от паркинга будут идти в местный бюджет. В этом году начинаем программу, идет поиск мест”.

Недавно наша газета писала на эту тему. Коллега делала запрос в акимат. Там уточнили, что пилотный проект по многоярусным парковкам еще в разработке. Какой будет его стоимость, количество парковок и их вместимость, станет ясно после завершения всех процедур. Первую пар­ковку - вроде и место уже нашли - обещают построить к концу года. А чего нам ждать еще?

Школьные автобусы

20 октября 2022 года аким сказал: “Мы внесли в бюджет расходы по данному вопросу. В целом выделили 2 миллиарда тенге. В этом году закупим специально для школ 100 автобусов. Автобусы запустим с 1 января (2023 года. - О. А.). По городу мы выбрали 29 школ”.

В марте 2023-го на одном из заводов Алматы премьер-министру Алихану СМАИЛОВУ показали автобусы, которые уже как три месяца должны перевозить школьников. В городском управлении образования нашей газете рассказали, что в марте в Алматы поступят 30 автобусов, до конца мая - еще 70. Говорили, что они начнут курсировать в IV четверти. Не припоминаю, чтобы акимат рассылал радостные пресс-релизы по этому поводу. Учебный год закончился. Видимо, не покатило…

Это наша обывательская выборка, взгляд горожанина. За этот год чего только ни обсуждал Досаев с алматинцами: реконструкцию арыков, гоняющих по тротуарам мопедистов и самокатеров, возрождение теперь уже разрушенного бывшего трамвайного депо и почти почившего Никольского рынка, реконструкцию зоопарка и вырубку яблоневых садов... Есть за чем следить!

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть