1287

Полёты - словно в космос

Премьер Алихан Смаилов потребовал от авиакомпаний повышать сервис, а не цены для пассажиров

Полёты - словно в космос

Во вторник на заседании правительства глава кабмина задался вопросом: почему авиабилеты в Европе в разы дешевле, чем в Казахстане?

- Население выражает обос­нованную критику в адрес отечественных авиакомпаний. К примеру, по отмене рейсов перед вылетом. В январе - феврале текущего года компания Fly Arystan отменила почти половину рейсов из Костаная в Астану и Алматы. 25 февраля пассажиры этой авиакомпании устроили скандал из-за задержки рейса Астана - Шымкент на 10 часов. В результате его вообще отменили. К сожалению, представители авиакомпаний избегают прямого диалога с пассажирами, вовремя не комментируют причины задержки, не предлагают соответствующий сервис, - возмутился Смаилов.

Кроме того, вызывает вопросы политика ценообразования. Премьер привел в пример полуторачасовой перелет так называемого лоукостера из Астаны в Алматы, который стоит в два раза дороже аналогичного по расстоянию марш­рута в Европе, США или Китае!

Напомним, казахстанские авиа­компании применяют систему динамического ценообразования, которая определяет стоимость билетов на конкретный рейс в конкретный момент. Другими словами, чем выше спрос и меньше мест, тем выше цена на билеты. Или еще говорят, что чем раньше купишь билет, тем дешевле он обойдется.

- Агентство по защите и развитию конкуренции считает, что динамическое ценообразование авиакомпаний работает на максимизацию их доходов, но не в интересах потребителей. Так называемый топливный сбор, который, по логике, должен зависеть от изменения цены на авиатопливо, остается в цене билета на одном уровне, - высказывал недовольство глава кабмина.

Но президент компании Air Astana Питер ФОСТЕР выразил несогласие с тем, что в Казахстане дорогие авиабилеты.

- Мы делаем все возможное при тех условиях, в которых мы работаем - в экономических и с сильным инфляционным давлением. Мы принимаем все возможные меры, чтобы держать тарифы на максимально низком уровне. Мы не делали никаких движений или изменений по внутренним тарифам, - сказал Фостер.

По его словам, 54 процента билетов на внутренних маршрутах Fly Arystan продает ниже 14 000 тенге, а Air Astana - 47 процентов билетов дешевле, чем 20 000 тенге.

- Если, в принципе, смотреть на средние тарифы, которые Fly Arystan продавал в прошлом году, это 49 долларов. В 2019 году, до того как был запущен Fly Arystan, средний тариф на Air Astana на внутренних маршрутах был 81 доллар, - сказал глава национального авиаперевозчика.

А министр индустрии и инфраструктурного развития Марат КАРАБАЕВ причиной “золотых” авиабилетов считает дороговизну топлива из-за его дефицита:

- По этой причине отечественные аэропорты теряют конкурентоспособность перед аэропортами соседних стран в привлечении и обслуживании транзитных компаний, что негативно сказывается на транзитном потенциале Казахстана. Из-за нестабильной ситуации на рынке авиатоплива авиакомпании не могут удовлетворить растущую потребность в открытии новых международных рейсов, - полагает Карабаев.

Производственные мощности отечественных НПЗ не покрывают потребность в авиатопливе, в связи с чем приходится импортировать топливо из России. Например, в прошлом году собственное производство топлива для воздушных судов составило 648 тысяч тонн, а потребление - 806 тысяч тонн. Для решения проблемы в нынешних условиях, по мнению министра, необходимо увеличить ежегодный объем производства авиатоплива на один миллион тонн.

Карабаев обозначил и другие проблемы в авиации, которые затрагивают безопасность полетов. Например, незаконная застройка приаэродромных территорий. Он представил данные Генпрокуратуры: в границах санитарно-защитных зон аэропортов акиматы представили около 1200 участков, на которых возведено почти 900 строений. Есть еще факты возведения более 100 тысяч различных объектов без согласования комиссий аэропортов в пределах приаэродромной территории. Самая критичная ситуация с незаконной застройкой наблюдается в Алматы, Шымкенте, Атырау и Актобе.

Другой больной вопрос - устаревшая аэропортовая инфраструктура. В частности, чрезмерно затянулось строительство нового терминала аэропорта Шымкента.

- А в аэропорту Астаны действующая взлетно-посадочная полоса введена в эксплуатацию 20 лет назад. До настоящего времени проводился лишь текущий ремонт аэродромных покрытий. Их состояние на сегодняшний день является предельно критическим, так как просрочено уже два межремонтных срока! - заявил Карабаев.

Уже разработана проектно-сметная документация по капитальному ремонту инфраструктуры столичного аэропорта и получено положительное заключение гос­экспертизы, готовятся документы для бюджетной заявки. На ремонт ВПП потребуется 11,5 млрд тенге, на ремонт рулежной дорожки, магистральной рулежной дорожки и водосточно-дренажной системы аэродрома - 8,8 млрд тенге.

Глава правительства велел Минфину, акиматам и аэропортам вместе разработать “Дорожные карты по модернизации аэропортовой инфраструктуры”, а также провести работу по изъятию незаконно выданных земельных участков вблизи аэродромов. А Минэнерго совместно с “Самрук-Казыной” должны обеспечить рост производства авиакеросина.

- И последнее, - вернулся к теме авиабилетов премьер. - Следует проработать вопросы применения динамического ценообразования. Это необходимо, чтобы ограничить возможность использования высокого спроса для получения максимальной прибыли. Помимо этого надо ускорить исключение из закона применение топливного сбора.

На этом же заседании стало известно, что до конца года авиа­власти откроют 9 новых международных маршрутов из Казахстана: в Доху, Куала-Лумпур, Анкару, Карачи, Лахор, Джидду, Маскат, Прагу и Тель-Авив.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть