2299

Реалии опережают цифровые подходы

Прошедший в Астане форум “Цифровизация и новые технологии в сфере дорожной безопасности” показал: это все хорошо, помогает, но существующих решений уже недостаточно.

Реалии опережают цифровые подходы

Во всяком случае замглавы МВД Игорь ЛЕПЕХА поводов для радости пока не видит:

- К сожалению, назвать нынешнюю дорожную ситуацию благополучной я не могу: ежегодно на дорогах гибнут порядка 2,5 тысячи наших граждан и еще более 19 тысяч человек травмируются (и это при условии, что в текущем году наблюдается стабильное снижение всех показателей аварийности: ДТП - на 11 процентов, погибших в них граждан - на 7 процентов и травмированных - на 16 процентов; число погибших пешеходов снизилось на 24 процента. - Е. Л.). Мы далеки от должного уровня дорожной безопасности даже на фоне наших ближайших соседей, не говоря уже о развитых европейских странах.

На сегодня мы видим очень серьезную тенденцию роста автомобильного парка: за 12-15 лет количество автомобилей в стране выросло с 3 млн до почти 5, плюс с каждым годом увеличивается международный транзит, что также влечет рост аварийных ситуаций. И мы понимаем, что решить проблемы лишь полицейскими методами невозможно. Нас, полицейских, не так уж и много на всю огромную страну, да и рычагов у нас немного, - развел руками Лепеха.

А потому ставку в МВД делают на цифровизацию. Определенные шаги уже сделаны: на сегодня более половины нарушений ПДД выявляется автоматическими средствами фиксации, а это, в свою очередь, позволяет перевести сотрудников правоохранительных органов от организации дорожного движения к охране общественного порядка. Но хорошо не везде: во многих областных центрах количество камер едва дотягивает до нескольких десятков устройств - это капля в море.

Надежду в полиции возлагают на мобильные комплексы выявления нарушений ПДД, на во­оружении их сейчас более 80. Но, принимая во внимание общую протяженность казахстанских дорог, а это 96 тысяч км, всех проблем это не решит. Хотя, анализируя пример Акмолинской области, правоохранители пришли к выводу, что 2-3 комплекса полностью заменили собой обязанности целого взвода патрульной полиции!

Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос введения средней скорости движения на прямых участках загородных автомагистралей, и это вполне реально, учитывая, что интегрировать в эту систему можно будет камеры с платных автодорог.

Затронул замминистра и самокатную тему. Как известно, в мажилисе приняли решение ограничить скорость этого вида транспорта до 6 км в час на тротуарах. А раз есть лимитирование скорости, то явно будут и его нарушения, и в полиции рассчитывают на помощь шеринговых компаний: скоростные фиксаторы очень бы пригодились.

- К сожалению, цифровые устройства не могут выявить всех нарушений. Пока мы сконцентрированы на стоп-линиях, проезде перекрестков, скоростном режиме, а нам было бы важно фиксировать нарушения при проезде пешеходных переходов - на пешеходов наезжают регулярно, мониторить ремни безопасности, разговоры по телефону за рулем, - подытожил свое выступление Игорь Лепеха.

О том, что конкретно уже внедрено и зарекомендовало себя с хорошей стороны, рассказал начальник департамента информатизации и связи МВД Сергей ВАРГО.

Министерство реализует проект “коврового” покрытия видео­наблюдением населенных пунк­тов страны. На сегодняшний день проведен учет порядка 1,2 млн видеокамер (6 видеокамер на 100 жителей), из них 27 тысяч камер установлено на дорогах и перекрестках, более 300 тысяч - в садиках, школах и вузах, 132 тысячи - на стадионах, в парках и ТРЦ, около 80 тысяч - в подъездах жилых домов и дворах. В центры оперативного управления (ЦОУ) выведено более 201 тысячи ­видеокамер.

По данным МВД, стоят камеры не зря: в текущем году с помощью них выявлено 3615 уголовных преступлений, около 184 тысяч административных и более 1 млн нарушений ПДД.

Еще один министерский проект “Цифровой полицейский”: сотрудники полиции обеспечиваются смарт-жетонами в виде смартфона. Правда, функционал жетонов заточен в первую очередь на безопасность самих полицейских. Пока в активном пользовании 960 умных устройств - в департаментах полиции Астаны и Северного Казахстана вскоре обе­щают обеспечить ими и другие регионы.

В целом же для полиции важным преимуществом цифровизации является оперативность при пресечении, выявлении и раскрытии преступлений, при этом обеспечиваются открытость и доступность деятельности органов внутренних дел.

Елена ЛЕВКОВИЧ, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть