Реалии опережают цифровые подходы
Прошедший в Астане форум “Цифровизация и новые технологии в сфере дорожной безопасности” показал: это все хорошо, помогает, но существующих решений уже недостаточно.
Во всяком случае замглавы МВД Игорь ЛЕПЕХА поводов для радости пока не видит:
- К сожалению, назвать нынешнюю дорожную ситуацию благополучной я не могу: ежегодно на дорогах гибнут порядка 2,5 тысячи наших граждан и еще более 19 тысяч человек травмируются (и это при условии, что в текущем году наблюдается стабильное снижение всех показателей аварийности: ДТП - на 11 процентов, погибших в них граждан - на 7 процентов и травмированных - на 16 процентов; число погибших пешеходов снизилось на 24 процента. - Е. Л.). Мы далеки от должного уровня дорожной безопасности даже на фоне наших ближайших соседей, не говоря уже о развитых европейских странах.
На сегодня мы видим очень серьезную тенденцию роста автомобильного парка: за 12-15 лет количество автомобилей в стране выросло с 3 млн до почти 5, плюс с каждым годом увеличивается международный транзит, что также влечет рост аварийных ситуаций. И мы понимаем, что решить проблемы лишь полицейскими методами невозможно. Нас, полицейских, не так уж и много на всю огромную страну, да и рычагов у нас немного, - развел руками Лепеха.
А потому ставку в МВД делают на цифровизацию. Определенные шаги уже сделаны: на сегодня более половины нарушений ПДД выявляется автоматическими средствами фиксации, а это, в свою очередь, позволяет перевести сотрудников правоохранительных органов от организации дорожного движения к охране общественного порядка. Но хорошо не везде: во многих областных центрах количество камер едва дотягивает до нескольких десятков устройств - это капля в море.
Надежду в полиции возлагают на мобильные комплексы выявления нарушений ПДД, на вооружении их сейчас более 80. Но, принимая во внимание общую протяженность казахстанских дорог, а это 96 тысяч км, всех проблем это не решит. Хотя, анализируя пример Акмолинской области, правоохранители пришли к выводу, что 2-3 комплекса полностью заменили собой обязанности целого взвода патрульной полиции!
Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос введения средней скорости движения на прямых участках загородных автомагистралей, и это вполне реально, учитывая, что интегрировать в эту систему можно будет камеры с платных автодорог.
Затронул замминистра и самокатную тему. Как известно, в мажилисе приняли решение ограничить скорость этого вида транспорта до 6 км в час на тротуарах. А раз есть лимитирование скорости, то явно будут и его нарушения, и в полиции рассчитывают на помощь шеринговых компаний: скоростные фиксаторы очень бы пригодились.
- К сожалению, цифровые устройства не могут выявить всех нарушений. Пока мы сконцентрированы на стоп-линиях, проезде перекрестков, скоростном режиме, а нам было бы важно фиксировать нарушения при проезде пешеходных переходов - на пешеходов наезжают регулярно, мониторить ремни безопасности, разговоры по телефону за рулем, - подытожил свое выступление Игорь Лепеха.
О том, что конкретно уже внедрено и зарекомендовало себя с хорошей стороны, рассказал начальник департамента информатизации и связи МВД Сергей ВАРГО.
Министерство реализует проект “коврового” покрытия видеонаблюдением населенных пунктов страны. На сегодняшний день проведен учет порядка 1,2 млн видеокамер (6 видеокамер на 100 жителей), из них 27 тысяч камер установлено на дорогах и перекрестках, более 300 тысяч - в садиках, школах и вузах, 132 тысячи - на стадионах, в парках и ТРЦ, около 80 тысяч - в подъездах жилых домов и дворах. В центры оперативного управления (ЦОУ) выведено более 201 тысячи видеокамер.
По данным МВД, стоят камеры не зря: в текущем году с помощью них выявлено 3615 уголовных преступлений, около 184 тысяч административных и более 1 млн нарушений ПДД.
Еще один министерский проект “Цифровой полицейский”: сотрудники полиции обеспечиваются смарт-жетонами в виде смартфона. Правда, функционал жетонов заточен в первую очередь на безопасность самих полицейских. Пока в активном пользовании 960 умных устройств - в департаментах полиции Астаны и Северного Казахстана вскоре обещают обеспечить ими и другие регионы.
В целом же для полиции важным преимуществом цифровизации является оперативность при пресечении, выявлении и раскрытии преступлений, при этом обеспечиваются открытость и доступность деятельности органов внутренних дел.
Елена ЛЕВКОВИЧ, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Астана