3217

Права нужны. И штрафы будут

Вот-вот вступят в силу ПДД для рулевых электросамокатов

Права нужны. И штрафы будут

Мажилисмены приняли закон, который разрешает ездить на электросамокате (ЭСК) по тротуару лишь со средней скоростью пешехода, а по проезжей части - с водительскими правами.

Согласно документу электросамокатчики могут двигаться без ограничений только по велодорожкам и обочинам. А по тротуарам их скорость не должна превышать 6 км/час. Но самые жесткие требования для таких ездоков - по крайней правой полосе проезжей части, включая автобусную полосу: водителю электросамоката должно быть не менее 18 лет, он должен быть в застегнутом шлеме и светоотражающей одежде и иметь права какой-либо категории. К слову, более 7 млн казахстанцев имеют водительские удостоверения.

Важное требование: электро­самокатчики должны спешиваться на пешеходных переходах и перекрестках.

По словам одного из инициаторов законопроекта, депутата Екатерины СМЫШЛЯЕВОЙ, такие правила являются компромиссом между обладателями электросамокатов и пешеходами. В первой редакции документа предполагалось ввести полный запрет движения ЭСК по тротуарам. Однако члены рабочей группы сошлись во мнении, что это вытеснит электросамокатчиков на проезжую часть и полностью убьет вид транспорта, у которого есть перспективы развития в случае создания соответствующей инфраструктуры.

А кто и как будет контролировать скорость ЭСК до 6 км/час, ведь в пешеходных зонах нет камер “Сергек”, а у самокатов нет регистрационных номеров?

- В инструкциях к электросамокатам можно найти пешеходный скоростной режим в 6 км/час, который рекомендован в людных местах. Он включается автоматически, фиксируется нажатием кнопки. Большая часть самокатов такую кнопку имеет. Для шеринговых (арендованных. - Т. Г.) самокатов нет проблем с ограничением, потому что они управляются программно, поэтому в зоне ограничения самокат будет автоматически сбрасывать скорость.

Да, специализированных камер на пешеходных дорожках нет, однако скорость в 6 км/час визуализируется, фактически это скорость пешеходного потока. Если самокат значительно превышает скорость, это будет видно на любом видео, если дело дойдет до судебных разбирательств, - отметила Смышляева.

- В законе есть норма, по которой эксплуатация электросамокатов не должна создавать опас­ность для пешеходов, - добавил замминистра внутренних дел Игорь ЛЕПЁХА. - То есть теперь в любом случае, если идет пешеход, то приоритет у него, а водитель электросамоката должен тормозить, объезжать. Любой эксцесс будет трактоваться в пользу пешехода уже независимо от скорости. Если будет серьезное происшествие, соответствующая экспертиза сможет установить, с какой скоростью было движение. Ну это когда совсем тяжелые последствия. Нами разработано приложение “102”, по нему можно сфотографировать любое нарушение, сбросить его нам. Система работает четко, но недостаточно разрекламирована.

В принятом мажилисом законе нет отдельных штрафов для электро­самокатчиков. Но депутаты обещают их быстро разработать, если практика покажет, что действующие статьи Кодекса об административных правонарушениях недостаточны.

- Есть норма статьи 620 КоАП “Иные нарушения, допускаемые участниками дорожного движения”, она предусматривает штраф в размере 3 МРП либо предупреждение. Эта норма как раз будет распространяться на все нарушения, которые допускаются водителями электросамокатов. Есть статья 593: на сегодня четко регламентируется, что самокатчики не имеют права перевозить пассажиров и грузы. Перевозка пассажиров на электросамокате, условно говоря, будет наказываться штрафом в 5 МРП, - сказал замглавы МВД.

Как отметила Екатерина Смышляева, одной из проблем развития электросамокатов является отсутствие городской инфра­структуры в виде выделенных полос и дорожек. Она считает, что с учетом расширения парка частных электросамокатов и появления на рынке Казахстана шеринговых сервисов в ближайшее время нагрузка на имеющуюся не приспособленную для этого вида транспорта инфраструктуру будет только расти. В Казахстане протяженность велодорожек составляет всего 500 км, большая часть из них - в Алматы и Астане.

- В связи с этим мы приступили к подготовке второго пакета поправок для обеспечения участия акиматов в планировании городского пространства, ответственности шеринговых компаний и регистрации нового вида транс­порта. А сейчас это лишь первый пакет норм, связанных с электросамокатами, - отметила депутат Смышляева.

Принятый документ проинспектирует сенат. В случае отсутствия коллизий его подпишет глава государства, после чего долгожданный для пешеходов закон вступит в силу. К слову, с начала года произошло 43 аварии с участием электросамокатчиков.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть