2219

Всё ради нефтяных компаний?

В связи с подорожанием бензина и дизтоплива депутаты предложили делать адресные выплаты малообес­печенным семьям на комуслуги и транспорт, а также ввести фиксированные тарифы для производителей социальных товаров.

Всё ради  нефтяных компаний?

По словам мажилисмена Аскара САДЫКОВА, в условиях стремительно возраставшего вывоза ГСМ в соседние страны выравнивание цен для предупреждения дефицита было вынужденным решением. Но есть нюанс.

- Считаем, что правительство подошло к данному вопросу половинчато, не просчитав последствий роста цен в цепочке стоимости прежде всего тарифов на коммунальные услуги и цен на сельхозпродукцию и социально значимые товары для населения, - заявил депутат в своем запросе премьер-министру.

При таком подходе, подчеркнул он, повышение цен на ГСМ больно ударит по малообеспеченным слоям населения, а также по сельхозпроизводителям и малому и среднему бизнесу.

- Отдельным вопросом стоит структура ценообразования ГСМ. К примеру, в России стоимость сырья в литре бензина составляет 12 процентов, а 69 процентов - налоги и акцизы. То есть на топливе прежде всего зарабатывает бюджет. В Казахстане стоимость сырья в цене на бензин 58 процентов, а налоги составляют лишь 15 процентов, то есть у нас от повышения цены выигрывают нефтяные компании и посредники, - обнажил проб­лему Садыков.

Он предложил ввести компенсационные адресные выплаты на коммунальные услуги и транспорт малообеспеченным семьям, а также фиксированные тарифы на электроэнергию и транспортные расходы для производителей социально значимых товаров из числа малого и среднего бизнеса и агропромышленного комплекса.

Между тем утром 12 апреля казахстанцы бросились к заправкам, чтобы узнать, как изменились цены на бензин и дизтопливо. Но на АЗС красовались старые ценники. Все утро разговоры автовладельцев только и были о том, повысят цены на горючее или Минэнерго “струхнуло”. Даже в полдень стоимость бензина оставалась прежней. Недоумевающие читатели завалили звонками редакцию газеты “Время”.

Всю прошлую неделю бывшее и действующее руководство Минэнерго, а также премьер-министр Алихан СМАИЛОВ готовили население к подорожанию автомобильного топлива. Власти объясняли, что вынуждены это сделать из-за непрекращающегося вывоза ГСМ в соседние страны, где горючее намного дороже.

В то время еще министр энергетики, а ныне советник президента Болат АКЧУЛАКОВ на пресс-конференции за­явил, что приказ о повышении цен будет принят незамедлительно.

- С 12 апреля в Казахстане повысятся цены на бензин и дизтопливо, - обещал Акчулаков, отвечая на вопросы журналистов.

В частности, по его словам, цены на бензин марки АИ-92 и АИ-93 должны увеличиться до 205 тенге за литр. А цена на дизель составит 295 тенге за литр.

И когда народ уже смирился, всплеска цен не произошло! На заправках не знают, в чем дело, но предположили, что под давлением жанаозенцев власти могли отменить правительственный приказ.

Но в Министерстве энергетики нам сообщили, что приказ не отменяли и не собираются этого делать. Просто документ в первой половине 12 апреля был все еще в статусе проекта и проходил юридические процедуры в Министерстве юстиции.

В 13.00 газета “Время” поинтересовалась у пресс-службы Минюста, не связано ли растянувшееся согласование в их ведомстве с протестующими. Но нас уверили, что это не так, якобы на процедуру государственной регистрации приказа дается вообще 10 дней. Однако в Мин­юстиции не собираются затягивать с этим делом, а зарегистрируют документ быстро. Так и произошло: вечером 12 апреля приказ Министерства энергетики вступил в силу.

Крайними в этой ситуации опять оказались журналисты, которые, поверив на слово чиновникам, раструбили ранним утром того самого 12 апреля, что подорожание бензина и дизтоплива уже произошло.

Лэйла ТАСТАНОВА, Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть