2600

Без вариантов

Премьер посчитал важным лично объяснить обществу, почему повышению цен на ГСМ сейчас нет альтернативы

Без вариантов

Ответил Алихан СМАИЛОВ и на вопросы, как это удорожание скажется на инфляции, какими способами пресекают незаконный вывоз дизтоплива за границу, а также рассказал о планах обеспечения аграриев удешевленным топливом. С заявлением премьер выступил во вторник после заседания правительства.

- Это непростое решение, но вынужденное. Если сейчас этого не сделать, то уже в ближайшее время мы столкнемся с нехваткой топлива. В Казахстане самый высокий уровень потребления дизельного топлива на душу населения - 370 литров в год. Для примера: в России - 225 литров, Кыргызстане - 98 литров, Узбекистане - 44 литра, - заявил Смаилов.

- Наши НПЗ работают на пределе своих мощностей, - заметил премьер, - однако мы постоянно сталкиваемся с рисками нехватки ГСМ.

И это при том, что реальное потребление ГСМ в основных отраслях экономики республики практически не изменилось, подчеркнул он. Между тем в марте реализация ГСМ выросла на 15 процентов по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.

По его словам, государство принимает все меры для увеличения производства ГСМ. Так, в прошлом году выпустили рекорд­ный объем дизельного топлива - 5,2 млн тонн. В целом за последние пять лет производство бензина выросло на 70 процентов, дизтоплива - на 33 процента.

Что происходит? Причина банальна. Связано это с ростом объемов вывоза ГСМ в соседние страны транзитным транспортом и в виде серого экспорта. Об этом в понедельник говорил журналистам теперь уже экс-министр энергетики Болат АКЧУЛАКОВ. Но премьер, видимо, решил усилить аргументы крайне непопулярного, однако критически важного для страны решения правительства.

- Основным фактором вывоза и дефицита являются низкие цены на ГСМ в Казахстане. К примеру, в России дизель дороже на 45 процентов, в Кыргызстане - на 64 процента, в Узбекистане - в два раза. В итоге дешевое топливо различными путями перетекает (из нашей республики. - Л. Т.) в соседние страны, - констатировал премьер.

- Получается, наше дешевое топливо работает на экономики соседних стран в ущерб собственным национальным интересам. Поэтому для стабилизации ситуации на рынке ГСМ необходимо снизить ценовую разницу. Это позволит уменьшить отток нефтепродуктов из страны и обеспечить потребности рынка. Иного пути у нас нет, - заявил премьер.

По его данным, если не минимизировать диспаритет цен с соседними государствами, Казахстан может столкнуться с нехваткой топлива уже в этом году в объеме до 850 тысяч тонн.

Отвечая на логичный в этом контексте вопрос журналистов, как повышение цен на ГСМ повлияет на инфляционные процессы, Смаилов сказал:

- Действительно, рост цен на ГСМ окажет определенное влияние. Их доля в потребительской корзине составляет: дизтоплива - 0,4 процента, бензина АИ-92 - порядка 2 процентов. Учитывая это, прямой эффект от планируемого повышения цены в текущем году оценивается в 0,35 процентных пункта инфляции.

Вместе с тем будет и опосредованное влияние, так как топливо входит в структуру затрат производителей.

В то же время перед правительством поставлена задача вдвое снизить инфляцию к концу года. Как при таком раскладе этого добиться?

- Принимаются системные и оперативные меры по сдерживанию инфляционных процессов. По итогам марта мы видим, что происходит заметное замедление темпов инфляции. Если в феврале годовая инфляция составляла 21,3 процента, то по итогам марта - 18,1 процента. Эта тенденция будет продолжаться. Мы будем дальше активно реализовывать комплекс мер, направленных на снижение инфляционного давления, - заверил Смаилов.

Медийщики спросили, нельзя ли вместо повышения цен жестче контролировать вывоз топлива из страны.

- Нелегальному вывозу казахстанского топлива в соседние страны способствует конъюнктура мирового рынка. Когда экономика открытая, - напомнил премьер, - происходят перетоки товаров в ту страну, где товары дороже.

Конечно, мы можем закрыть границу. В принципе, у нас действует запрет на вывоз ГСМ железнодорожным и автомобильным транспортом. Это также оказывает серьезное сдерживающее влияние. Если бы такого запрета не было, то отток горюче-смазочных материалов был бы на порядок больше, чем сегодня. Но хочу сказать, что любые запретительные меры могут дать лишь временный эффект, в долгосрочном плане они неэффективны, - уверен глава правительства.

Сейчас на границе, добавил он, регулярно пресекаются попытки нелегального вывоза топлива:

- Доходит до того, что на машины устанавливают дополнительные топливные баки, частники вывозят топливо даже в канистрах. Конечно, можно всех штрафовать, привлекать к ответственности. И мы это будем делать, вносить изменения в законодательство, направленные на ужесточение ответственности. Вместе с тем нам нужно снижать экономические стимулы для незаконной деятельности, то есть сокращать диспаритет цен. Другого пути нет.

При этом Алихан Смаилов заверил, что аграриям выделяется дизтопливо по низкой цене в полном объеме, и она до завершения весенне-полевых работ останется прежней - 204 тенге за литр, то есть на 15-20 процентов дешевле, чем на внутреннем рынке. По его словам, регионам выделили 413 тысяч тонн так называемого удешевленного дизтоплива, что на 13 тысяч тонн больше, чем годом ранее. Утвержденный объем на весенне-полевые работы отгружают в приоритетном порядке.

- Но некоторые операторы не до конца выполняют свои обязательства по доведению удешевленного дизтоплива до всех аграриев, - посетовал премьер. - Мы сейчас усилим мониторинг, проверим все факты и привлечем к ответственности недобросовестных операторов. В будущем мы с ними работать не будем, - заключил он.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Астана

Кстати

Не прикладывая рук

Вице-премьер - министр торговли и интеграции Серик ЖУМАНГАРИН утверж­дает, что подорожание бензина и дизтоплива не повлечет резкого скачка цен на продукты питания.

- На разные товары разная степень подорожания. Если возьмем яйца и куриное мясо, это 2 процента, то есть стоимость топлива в цене, если брать сахар - 5 процентов. При повышении цены дизельного топлива на 25 процентов подсолнечное масло подорожает на 2,4 процента, - пытался объяснить в кулуарах правительства журналистам глава Минторга закономерности ценообразования.

По его словам, большинство производителей социально значимых продуктов питания не работают ни на каком виде жидких нефтепродуктов, все они работают на газе:

- Газ пока не дорожает. Поэтому я не думаю, что будет сильное давление на стоимость продуктов стоимости дизтоплива. Главным образом еще и потому, что на весенне-полевые работы мы уже выделили нужное количество дизтоплива по удешевленной цене, и эта цена не поднимается.

Отметив снижение годовой инф­ляции в минувшем марте впервые с декабря 2021 года, вице-премьер сказал:

- Мы ожидаем дальнейшего снижения. Цены на сегодняшний день стабильны. Я не вижу оснований, чтобы они резко пошли вверх. Главным образом потому, что мы сделали достаточно хорошие запасы в прошлом году. За первые недели марта рост 0,1 процента. Необходимо было остановить галопирующий рост инфляции - мы это сделали. Вы увидели, наконец, снижение. Поэтому в данном контексте правительство пока успешно справляется, - с удовлетворением отметил Жумангарин, но тут же заметил: - Хвастаться рано, впереди тяжелые месяцы: апрель, май, начало июня, межсезонье так называемое.

Он сообщил, что правительство продолжит форвардный закуп у товаропроизводителей, чтобы было меньше оборотных схем. На сегодня уже подготовили 33 тысячи тонн картофеля, 11 тысяч моркови, 7 тысяч тонн капусты и лука.

- Положа руку на сердце, можете заявить, что выполните поручение президента и снизите инфляцию вдвое? - спросила я.

- Я не могу класть руку на серд­це или отнимать руку от сердца. Я должен сделать это. Люди делятся на две категории: первая - это те, кто критикует, вторая - те, кто работает. И те, кто работает, обычно результатом своего труда не очень довольны. Я работаю, я не прогнозист. Та работа, которую мы делаем, должна привести к хорошему результату, - заключил Жумангарин.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Андрея ХАЛИНА, Астана

Поделиться
Класснуть