2585

Каникулы прежнего режима?

Вернуть конец учебного года с 31 на 25 мая: насколько это реально и нужно? Об этом мы поговорили со специалистами в области образования.

Каникулы прежнего режима?

На прошлой неделе министр просвещения Гани БЕЙСЕМБАЕВ говорил о том, можно ли изменить решение предыдущего министра Асхата АЙМАГАМБЕТОВА. Напомню, тот подписал приказ, после которого учебный год в общей сложности увеличился на две недели.

- Многие родители просят вернуть 25 мая обратно. Принять решение сразу же и в этом году поменять дату не так-то просто, - отметил нынешний глава Минпросвещения. - Это повлияет на учебный процесс и учебные планы, заранее уже принятые, это часы учителей, это запланированный объем учебного материала. Они должны усвоиться до конца этого учебного года.

Бейсембаев заверил, что дал поручение еще раз обсудить вопрос с экспертным сообществом и родителями. После этого решат, оставить все как есть или все-таки вернуть дату окончания учебного года на 25 мая. Мы тоже провели мини-опрос.

Учитель начальных классов Елена МАЖИБАЕВА признается: из-за того что сократили каникулы, не успевают отдыхать ни педагоги, ни школьники.

- Начинаешь новую четверть и видишь: дети уставшие, с потухшими глазами. Спрашиваешь: “Что случилось?” - “Я устал”. Нам самим впору так говорить. Во время коротких каникул учителя продолжают работать: совещания, мастер-классы, разработка учебных планов на следующую четверть. В конце концов приводим в порядок свои кабинеты. И если у тебя забрали даже два-три дня, это уже ощущается!

В этом году весенние каникулы продлятся с 18 по 26 марта, в прошлом школьники отдыхали с 19-го по 30-е число. Девять дней против 12. Казалось бы, разница всего три дня - это несущественно. Но часть отдыха - праздничные дни, которые для всей страны являются выходными. Отними их, от каникул останется всего ничего. Разве это правильно? Наоборот, весной дети должны больше быть на воздухе, набираться сил перед решающей четвертой четвертью, а не сидеть в душных кабинетах.

У нас все время смотрят на другие страны: мол, каникулы там короче, но там детям предлагают альтернативу - несколько дней спортивные мероприятия, потом театральные и так далее. У нас же они все время проводят за партами.

- Идею продлить учебный год обосновывали тем, что сократится нагрузка на учителей и учеников. Вы это почувствовали?

- Нет, не почувствовала. Конечно, в среднем и старшем звеньях перешли на пятидневку, для них это плюс. Но началка и раньше не училась в выходные, и в этом смысле для нас ничего не изменилось. В плане разгрузки по учебе я тоже не вижу существенных плюсов. Не могу сказать, что и на детей нагрузка меньше. Все, в принципе, осталось, как было.

Очень важен и психологический момент: все привыкли к тому, что летние каникулы начинаются 25 мая. Родители прямо говорят: “Мы в школу до 1 июня не будем ходить!” Они найдут причины, чтобы не приводить детей. А спрашивать будут с нас, учителей, почему ребенка нет в классе. Хорошо, младшие школьники с родителями, они предупреждают учителя, что останутся дома. А старшеклассники? Они сами себе начальники: ушли с уроков, и даже родители об этом не знают.

Считаю, нужно вернуть продолжительность каникул и учебного года и дать возможность учителям заниматься два-три дня с отстающими детьми во время отдыха. Не надо собирать в школе всех. У ребенка оценка между тройкой и четверкой - с ним надо поработать, объяснить, подтянуть.

Подобные нововведения нужно обсуждать с педагогами, а не спускать методички сверху. А то мы живем по принципу: наверху сами себе придумают, нам спустят, а мы потом расхлебываем с больной головой и круглыми глазами!

Профессор, педагог-психолог Федор ВАССЕРМАН тоже поддержал идею продления каникул:

- В Министерство просвещения пришел новый министр со своей командой. У него правильное мышление. Он пытается стабилизировать ситуацию и привести в норму систему, которую значительно, в угоду популистским взглядам, изменил предыдущий министр.

Недопустимо принимать решения, опираясь на мнение бизнесменов, заявляющих: учебный год в Казахстане должен быть длиннее. В нашем менталитете есть устоявшийся срок продолжительности каникул и последнего учебного дня - 25 мая. И он абсолютно оправдан.

- Насколько легко получится вернуть все так, как было? Министр говорит, что сделать это непросто.

- Несколько дней, если мы говорим о переносе даты окончания учебного года с 31 на 25 мая, большой роли не играют. Вернуть прежнюю дату можно довольно просто. Наши учебные планы и без того нуждаются в серьезной переделке и постоянно перерабатываются. Нельзя сказать, что для нас это что-то новое и непривычное. Подкорректируют их, изменят приказы, и все вернется на круги своя. Это спокойно можно сделать в следующем году.

К сожалению, в последнее время были допущены стратегические ошибки в области планирования, учебных программ, разработки учебников. Плюс-минус неделя-две не влияют на повышение качества знаний, зато негативно отражаются на восприятии детьми и родителями. Образование и так слабое, а ребенок еще больше времени проводит за партой. На фоне некачественного образования отношение родителей к этому вопросу абсолютно понятно.

Президент Казахской лиги экспертов образования Гульнара АБИШЕВА считает, что вернуть прежнюю дату окончания учебного года будет сложнее, чем это кажется на первый взгляд:

- Как только Министерство просвещения возглавил Гани Бейсембаев, мы написали письмо с такой просьбой. Но для этого нужны серьезные основания. Иной раз приказы сложнее отменить, чем их принять. Будем добиваться, чтобы это произошло хотя бы в следующем учебном году.

Никаких исследований, которые бы обосновывали продление учебного года, общественности не представили. В свое время Асхат Аймагамбетов ссылался на Академию образования, которая якобы провела такую работу. И мы, и родители, которые судились с Минпросвещения из-за продления учебного года, запрашивали результаты исследования, но не получили их. Значит, это субъективное решение одного министра.

- Почему сложно его отменить?

- Продление учебного года Аймагамбетов связывал с переходом всех школ на пятидневку. Он активно продвигал эту идею, докладывал главе государства: все дети и учителя будут отдыхать не один, а два дня в неделю (это 36 суббот). Но что произошло? Уроки, которые раньше проводили по субботам, раскидали в расписание с понедельника по пятницу плюс сократили каникулы. С одной стороны разгружаем, с другой - загружаем. Так получается? На мой взгляд, это непродуманный пиар-ход.

Плюс говорили, что продление учебного года отразится на качес­тве образования. Мы видим, что это не так. Учебное время в наших школах используется нерационально. В начале учебного года две недели (а в этом году почти месяц) продолжалась чехарда с расписанием. Это негативно отражается на образовательном процессе. В конце года, уверена, произойдет то же самое. К середине мая закончится программа, дети напишут все СОРы и СОЧи, а потом будут просто сидеть в классе.

Количество часов увеличилось, но нет содержания образования на это время. Проще говоря, непонятно, чему учить. В министерстве говорят: работать над пробелами в знаниях. Но заниматься этим перед летними каникулами нецелесообразно, это нужно делать в течение года. И как именно работать с пробелами? Нет методических пособий от Академии образования, инструментария, технологий. Каждый учитель решает этот вопрос сам, системного подхода нет.

Нельзя упускать из виду то, что кто-то из детей в конце года вовсе перестанет посещать уроки. Это вопрос безопасности - не дай бог с кем-то из школьников что-то случится, и здоровья - в мае на юге Казахстана стоит жара. Зачем заставлять детей лишнюю неделю сидеть за партой? Просто так ходить в школу?

- Что вы намерены делать?

- Мы хотим проанализировать приказы, принятые Министерством просвещения, и доказать, что часть из них нарушает права детей, педагогов и родителей. После этого планируем обратиться в Конституционный суд, для того чтобы они дали свое заключение.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть