2079

На поле брани

За мат в общественном месте теперь оштрафуют на 69 тысяч тенге или арестуют на срок до 15 суток. Эта законодательная норма начнет действовать с 7 марта. Перестанут ли казахстанцы браниться? Эксперты высказали мнения на эту тему.

На поле брани

За что и почему

Мы уже писали о том, при каких обстоятельствах казахстанцам выпишут штраф за мат. Напомним еще раз.

В статье 434 обновленной редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) говорится, что “мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам” влечет штраф в размере 20 месячных расчетных показателей (1 МРП равен 3450 тенге) либо административный арест на срок от 5 до 15 суток. За повторное употребление крепкого слова в течение года грозит арест на срок от 15 до 30 суток.

В прежней версии КоАП эта статья уже существовала, только наказание за мат было в 4 раза меньше - всего 5 МРП (17 250 тенге) либо арест на срок до 10 суток.

Как заверили недавно в МВД, по каждому случаю сотрудники полиции будут собирать доказательства: заявление граждан, показания свидетелей, а также видео-, аудиофиксация самого правонарушения, а в необходимых случаях - заключение эксперта. Правовую оценку доказанности и наличия или отсутствия вины будет давать суд.

Для привлечения к ответственности за мелкое хулиганство обязательным условием является не только высказывание нецензурной брани в общественных местах (в общепите, госучреждениях, торговых точках, развлекательных центрах, парках и других местах, где есть посторонние люди). Кроме мата должно быть нарушение общественного порядка и спокойствия граждан. Нарушением порядка считается поступок, когда человек игнорирует замечания других граждан и полицейских и продолжает сквернословить.

В МВД подчеркнули, что наказывать будут за брань, высказанную на любом языке.

В соцсетях сейчас на эту тему либо шутят, либо негодуют. В ходу популярные советы: “Если у вас возникнет острое желание послать кого-либо, то просто скажите: “Ваше присутствие здесь нежелательно” и “Будем прятаться под диван и тихонько материться от души”.

Как тут не выругаться!

А какие слова считаются нецензурной бранью? Точного определения или официально установленного списка матерных слов в Казахстане нет.

А вот в России, когда вводили запрет на мат в СМИ, Роскомнадзор публиковал перечень недопустимых нецензурных слов. На их сайте до сих пор висит пояснение: “К нецензурным словам и выражениям относятся четыре общеизвестных слова, начинающихся на “х”, “п”, “е”, “б”, а также образованные от них слова и выражения. Это нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения, а также все образованные от этих слов языковые единицы. Не относятся к нецензурным словам и выражениям неприличные и грубо-просторечные слова, как, например, слово “жопа” и содержащие их выражения”.

Казахстанские эксперты считают, что в нашей стране такой перечень не нужен, разночтений в понимании нецензурной лексики возникнуть не должно.

- Население наше прекрасно знает, что такое нецензурщина, поэтому здесь особого просвещения о том, что к ней относится, населению не надо. Нецензурная лексика обозначает все, что ниже пояса, и в переносном смысле относится к сфере неприличия, - комментирует лингвист Рахиля КАРЫМСАКОВА. - У меня есть “Толковый словарь русской разговорно-обиходной речи” в двух томах, где приводится очень много нецензурных фразеологизмов, производной нецензурной лексики. Приходишь в изумление, когда видишь, сколько от слова на букву “б” производных слов или от слова на “х”. Это просто тысячи лексических комбинаций!

- К нормативной же лексике и фразеологии относится литературная и разговорная лексика, - продолжает эксперт. - Вот, допустим, мы очень часто используем зоометафоры - голубчик, зайчик, козел, шакал, курица. Отдавил ногу в автобусе кому-нибудь - и все, можно получить за это “корову”. В прямом значении это слово литературное, а в переносном оно относится к разговорной лексике. Конечно, штрафовать за него и запрещать его употребление нельзя! Потому что это метафора, хотя и для использования негативной оценки.

Мат - это культура

Социологи скептически относятся к запрету на маты. По их мнению, никакие штрафы не остановят любителей крепкого словца.

- Ненормативная лексика - это одна из форм выражения культуры общества, в котором мы живем. Поэтому надеяться, что законодательными актами вы поменяете культурные нормы и ценности, очень наивно, потому что эти ценности меняются столетиями, чтобы человек осознал и сформировал новую модель поведения, в том числе речевую! - утверждает социолог Татьяна РЕЗВУШКИНА. - И вообще, социологи к ненормативной лексике относятся очень лояльно, потому что это одна из форм девиантной культуры, то есть это тоже культура, как бы странно это ни звучало. Просто у наших людей иногда нет в запасе других речевых форм.

Плюс учитывайте, что эти слова выражают в том числе и положительные эмоции: радость, удивление, восхищение. Очень показательна стендап-культура: вы же видите, что все стендаперы в медийном пространстве не стесняются в словах. И чем чаще стендапер употребляет ненормативную лексику, тем смешнее почему-то его выступление кажется людям. Поэтому для социологов это очень странные телодвижения нашей власти (запрет на маты. - Т. Г.), мы это понимаем как оторванность государства от реалий жизни людей.

По словам собеседницы, если культурный бэкграунд у человека очень слабый, то он не может выражаться сложными культурными фразами. И если запретить себе материться под страхом больших штрафов, то пострадает не просто выразительность речи, но и психика.

С экспертом согласна социо­лингвист Анна КЛИМЧЕНКО, которая исследует влияние речи на общество. По ее словам, нецензурная лексика часто помогает снять стресс. Люди применяют такую лексику в ситуациях, когда им плохо, при каких-то конфликтах. При этом происходит выброс негативной энергии.

- Такая обсценная лексика издавна существует во всех обществах, не только в казахстанском. Почему она не исчезает с течением времени? Потому что у нее есть своя функция - выпускать пар и понижать градус недовольства как у индивидуума, так и в целом у общества. Прошлогодние январские события показали, что обществу нужно находить отдушину. Наложение больших штрафов за крепкие выражения может привести к еще большему расколу среди людей в плане социальной маргинализации общества - некоторые слои общества будут считаться более культурными, более образованными, а другие - наоборот. И последних это будет еще больше ущемлять, навязывать стереотипы, - считает Анна Климченко.

Это суждение можно развить дальше, предположив, что запрет на маты может даже… снизить производительность и эффективность труда, например, у тех, кто занят на тяжелых физических или рисковых работах, трудится в экстремальных условиях. Кроме того, эксперты не исключают, что гипотетически ограничение в выражениях может увеличить домашнее насилие и вандализм на улицах: сдерживая себя весь день, чтобы не ругнуться, люди будут приходить домой и сбрасывать напряжение на домашних или на скамейках, в подъездах и на заборах.

К слову, в Казахстане только один раз проводили исследование, чтобы выявить самые матерящиеся города. Это было в 2019 году. Тогда выяснилось, что больше всего любителей ругательных выражений не в Шымкенте, как принято было считать, а в Актау. На втором месте были павлодарцы, замыкал первую тройку Атырау. Четвертое место досталось тогда жителям Туркестана, после - Темиртау, а Шымкент располагался только на шестом месте. Астанинцы были на 14-м, алматинцы - на 17-м месте в этом рейтинге. Самыми культурными тогда оказались жители Уральска, там меньше всех ругались матом.

В каких весях и окраинах сегодня больше всего говорят некультурно, известно, наверное, лишь Всевышнему.

Тогжан ГАНИ, рисунок Игоря КИЙКО, Астана

Поделиться
Класснуть