5932

Акиму закон не указ

Композитор Карл ДЖЕНКИНС и скрипач Марат БИСЕНГАЛИЕВ хотят доказать, что актер и режиссер Нуртас АДАМБАЙ самовольно использовал их музыку.

Акиму закон не указ

Речь идет о фильме “Аким” 2019 года выпуска. Там в кульминационный момент чудный детский хор поет популярную мелодию “Дударай”. Вроде бы все по чесноку - мелодия наша, родная, петь и в фильмы вставлять ее никому не возбраняется, если бы не одно но. Это тот самый “Дударай”, который был основательно переработан для симфонической сюиты “Тлеп” и подан в авторской версии композитором Дженкинсом, а значит, на него уже есть авторские права. Ситуацию нам прокомментировал Марат Бисенгалиев, который сейчас работает в Мумбаи. Именно он был инициатором создания сюиты, а прозвучала она впервые в исполнении его оркестра.

- Известная поисковая система “Шазам” опознает эту музыку как часть из “Тлепа”, - рассказывает Марат. - Она очень сильно переделана композитором. Более того, конкретный музыкальный саундтрек - это слегка измененная запись нашего симфонического оркестра, и я даже слышу не до конца заглушенный голос моей дочери, которая в оригинальной версии исполняет соло. Я уже получил на это соответствующее заключение экспертизы. Профессионалы признали, что обработка есть, но на 90 процентов это авторская конкретная композиция. Ну и я прекрасно слышу каждую мою скрипку, каждого музыканта. Я что, свой коллектив не узнаю?

- И что теперь будет? Хотите судиться?

- Я бы очень хотел создать прецедент и показать, что в Казахстане нельзя просто взять и использовать чужой труд. Но судиться буду не я, а общество по защите авторских прав. Насколько я знаю, Дженкинс очень рассержен данным прецедентом и тоже не собирается просто так спускать. Это один из самых хорошо продаваемых композиторов современности, и он трепетно относится к своим доходам. Например, даже я каждый раз, когда исполняю его произведения, написанные специально для нас по заказу казахстанского мецената, плачу ему авторский гонорар и плачу правообладателю этих нот за их аренду. Таковы условия использования этой музыки.

- Но мы же соотечественники, свои люди. Неужели не было желания решить конф­ликт полюбовно? Не пытался ли с вами связаться Нуртас?

- Знаю, что он звонил мне, но я принципиально не стал общаться. Я прекрасно понимаю, к чему бы привел частный разговор: меня бы стали уговаривать замять дело, договориться между собой полюбовно. Это не первый случай, когда в Казах­стане я сталкиваюсь с использованием моей интеллектуальной собственности. В конце концов, это мой хлеб. И я хочу показать, что раз мы играем по мировым правилам, то соблюдать их надо и в области мирового авторского права. И тут уже вопрос касается не только меня. Дженкинс и компания - правообладатель нот “Тлепа” - это настоящие акулы бизнеса, так что Нуртасу я не завидую. Просто так сухим из воды он не выйдет.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть