Постный подарок на Новый год
С 1 января появится новая пошлина - 100 евро с каждой тонны семян подсолнечника придется платить фермерам, поставляющим свою продукцию на экспорт. Причина, как и все остальное у нашего правительства, благая: не допустить в стране дефицита подсолнечного масла. Но полеводы считают эту меру лоббированием интересов нескольких маслозаводов.
В начале декабря вице-премьер - министр торговли и интеграции Серик ЖУМАНГАРИН, отвечая в кулуарах правительства на вопросы журналистов по поводу прошедшего совещания, вдруг по собственной инициативе поделился новостью:
- Вчера мы рассматривали вопрос вывоза подсолнечника. Приняли решение ввести на него экспортную таможенную пошлину, поскольку есть угроза, что он будет вывезен.
И при этом похвастался: мол, правительство заключит некий меморандум с профильными заводами, благодаря чему масло подсолнечное будет не дороже 750 тенге за литр. Правда, через несколько недель Жумангарин, не дождавшись меморандума, уже сделал ценовую корректировку, уточнив, что 750 тенге масло будет стоить не на прилавках магазинов, а только на заводах!
Вскоре так же, не дожидаясь меморандума, на сайте “Открытые НПА” появился проект изменений в приказ министра национальной экономики за №81. В этом приказе перечисляются товары, на которые вообще предусмотрена экспортная пошлина. Отсюда мы и узнали, что размер пошлины на семена подсолнечника составит 20 процентов от стоимости, но не менее 100 евро за тонну.
Стабильная цена на один из основных продуктов питания, когда все только дорожает, казалось бы, замечательный подарок потребителям. Но на прошлой неделе группа мажилисменов, представляющих разные партии, обратилась с коллективным депутатским запросом к премьер-министру Алихану СМАИЛОВУ. Его суть в том, что пошлина выгодна только нескольким маслозаводам. Депутат Беккали ТОРГАЕВ вообще назвал их не переработчиками, а полупереработчиками, потому что они делают только первичный отжим, получая нерафинированное масло, которое затем отправляют на экспорт для дальнейшей переработки.
- Непонятно, как можно открыто поддерживать интересы немногочисленных “полупереработчиков”, когда под ударом находится огромная индустрия! Если производство семечек будет экономически невыгодно, аграрии уйдут и все перерабатывающие предприятия разорятся, - опасается мажилисмен.
Современный отечественный маслозавод - это предприятие с несколькими десятками рабочих мест. Расположены они в основном в городах, так как им требуются подъездные пути, близость к рынкам сбыта, энергомощности. Производители подсолнечника ведут свой бизнес в селах, за которые и отвечают круглый год. На плечах фермеров не только вопросы зарплаты сельчанам, но и содержание местных дорог, помощь школам, фельдшерским пунктам. Это чтоб понятно было, что слова Торгаева “огромная индустрия” не просто красивый оборот речи.
Представители республиканского Союза полеводов, перед тем как обратиться со своими проблемами к парламентариям, поделились переживаниями с нашей газетой. В частности, фермеры жаловались, что они просто не могут достучаться до правительства, чтобы выразить все, что у них наболело. Министерство торговли якобы не только всячески избегает встреч с крестьянами, но и вообще не отвечает на переписку, игнорирует аналитические записки, в которых говорится, к каким последствиям приведет необдуманное решение. Полеводы на эмоциях договорились до того, что обвинили вице-премьера в неприкрытом лоббировании интересов нескольких компаний или даже “продаже интересов родины”.
Для подготовки объективного, взвешенного материала я направил Серику Жумангарину запрос, в котором помимо прочего спрашивалось, готов ли он открыто обсуждать вопрос со всеми заинтересованными сторонами. Видимо, не готов, так как прошли все сроки для ответа, но вице-премьер не развеял ничьих опасений.
Полеводы, например, опасаются, что обещанный Жумангариным ни к чему не обязывающий меморандум окажется филькиной грамотой. Ведь что такое меморандум? Это проект намерений, за неисполнение которых ни одна из сторон не несет юридической ответственности.
Так оно, скорее всего, и будет. Редакция располагает текстом проекта меморандума, заключаемого фактически между общественными организациями во главе с палатой предпринимателей “Атамекен”, которые ни за что не могут отвечать, так как физически никакого масла не производят (маслозаводы свои подписи не ставят, это вообще здесь не предусмотрено). И уж тем более какие производители из двух министерств и Агентства по защите и развитию конкуренции!..
Документ называется “ПЛАН ДЕЙСТВИЙ по стабилизации цен на подсолнечное масло (рафинированное и нерафинированное) на внутреннем рынке Республики Казахстан”. Всю его суть выражает один из пунктов, который просто нельзя не процитировать: “План действий имеет целью отразить намерения, позиции сторон и не может толковаться как предварительный договор либо договор о совместной деятельности, простого товарищества, иных форм коммерческих объединений”.
- Меморандум подпишут те, кто не выращивает подсолнечник и даже не отжимает масло. Мы в этом главные, все с нас начинается, а нас даже не спрашивают! - обрисовал странную ситуацию заместитель директора ТОО “Бирлик” Айдар ЖАНПЕИСОВ из Северо-Казахстанской области. - По этому меморандуму нас обяжут поставлять семечки маслозаводам по 180 тысяч тенге за тонну. В этом году это практически себестоимость. И то не везде. У нас, например, еще не весь урожай убран. Мы сейчас покупаем зимнюю солярку по 650 тенге за литр, чтобы комбайн в поле не заглох, потом за 100 километров везем семечки на элеватор для сушки, потому что влажность 25 процентов, а на маслозавод мы должны поставить с влажностью 8 процентов. Потом сами же вывозим семечку на завод. Практически под выжимной пресс сгружаем.
- В депутатском запросе говорилось, что фермеры перестанут заниматься подсолнечником, если введут пошлину. Что вы собираетесь выращивать следующей весной, если сейчас правительство вас не услышит?
- Чтобы перепрофилироваться, нужно не просто семена поменять - нужна другая техника, другие удобрения, другая технология. Нужны другие специалисты. Это невозможно сделать так быстро, даже если для этого есть огромные деньги. Мы просто разоримся. Станем нищими и мы, и крестьяне. Целые села потеряют работу. Они же ничего кроме подсолнечника выращивать не умеют, и тут не как в городе: пошел и другую работу нашел. Нет здесь никакой другой работы!
- В проекте меморандума ничего не сказано про возможное повышение стоимости электроэнергии, которое, скорее всего, случится - у нас же уже пообещали энергетикам “тариф в обмен на инвестиции”. Как вы думаете, сможет ли правительство продержать цену на масло до осени следующего года?
- В меморандуме нет никаких гарантий. Любой подписант скажет: извините, не получилось. За это нет никакой ответственности.
- По какой цене семечка уходит в Узбекистан?
- В Сарыагаше 500 евро за тонну мы продаем. По сегодняшнему курсу это 245 тысяч тенге. Отнимите от этой суммы себестоимость, логистику, пошлину. Сейчас мы зарабатываем около 10 тысяч тенге с тонны. Но это валютная выручка. С пошлиной уйдем в минус. Естественно, контракты придется разрывать.
Лет десять назад правительство вводило запрет на вывоз пшеницы. До этого мы ее продавали в страны Ближнего Востока, в Европу. Тогда запрет недолго длился, но за то время те рынки Казахстан успел потерять. Мы не смогли туда вернуться, потому что никто не желает рисковать. Покупателю нужен стабильный и добропорядочный продавец. С теми, кто по ходу игры меняет правила, работать никто не будет. Мы потеряем и Узбекистан, и Таджикистан, и Китай, куда уже начали наши фермеры пробиваться, несмотря на очень жесткие требования.
- Россияне предоставили нашей редакции прайс. Рафинированное масло они готовы поставлять по 543 тенге за литр. Правда, без учета дороги, они просто не просчитывали логистику. Но в итоге все равно будет дешевле, чем 750 плюс логистика и плюс торговая надбавка. Финансисты говорят, что страна наводнена рублями. Если правительство заботится о народе, то почему бы не завезти реально дешевый продукт?
- Проще фермеров нагнуть…
Игорь НЕВОЛИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы