1946

Пространный ответ, или Не всё же сразу!

В Минюсте не смогли в понедельник точно сказать, что является иностранным вмешательством в наши выборы. Хотя 3 ноября сенаторы приняли конституционный закон, которым запрещено иностранное вмешательство в подготовку и проведение выборов в Казахстане, а 5 ноября в Акорде этот документ публично подписал президент.

Пространный ответ, или Не всё же сразу!
Фото Владимира ЗАИКИНА.

- Иностранное вмешательство - это очень обширное понятие и может выражаться любыми способами, - попыталась объяс-нить на брифинге в понедельник вице-министр юстиции Алма МУКАНОВА. - Это и вмешательство в части информационного, то есть давление. Либо это технологические, когда соответствующие информсистемы госорганов подвергаются (видимо, угрозам и кибератакам. - Т. Г.). Это и внутренние технологии, которые могут быть выявлены в соответствии с действующими процедурами.

В Минюсте могут гордиться обновлением своих кадровых рядов. Вице-министр Алма МУКАНОВА.

Следует упомянуть, что в данном законопроекте речь шла о том, чтобы закрепить недопущение вмешательства иностранными юрисдикциями в наши внутренние процессы на уровне принципа. Все госорганы, участники избирательного процесса, должны исходить из этого принципа: недопущения иностранного вмешательства во внутренние электоральные процессы! - резюмировала сказанное замглавы Минюста.

Представители разных СМИ попросили конкретизировать, что именно относится к информационному иностранному вмешательству.

- Это комплексный вопрос, - последовало в ответ. - Однозначно на него ответить невозможно. Это разные технологии, которые могут быть использованы.

Увидев недоуменные взгляды журналистов, вице-министр быстро добавила, что в законодательствах других стран тоже нет исчерпывающего понятия “иностранное вмешательство”, потому что жизнь не стоит на месте и общественные отношения развиваются постоянно. При этом критерии именно информационного иностранного вмешательства, по ее словам, будут дополнительно проработаны с Министерством информации и общественного развития.

Напомним, 20 ноября в Казахстане состоятся досрочные президентские выборы. Пройдут они в традиционном формате: нужно физически посетить избирательный участок и проголосовать. Хотя президент страны еще в мартовском послании говорил о необходимости расширить формы голосований на выборах по примеру других стран. Однако Муканова сообщила, что организовать онлайн-голосование в нашей стране сейчас проблематично:

- Здесь в первую очередь возникает вопрос обеспечения тайны голосования. Действующие в Казахстане информсистемы и приложения банков не обеспечивают с технической стороны требование о тайне голосования. Кроме того, у нас в Конституции закреплено, что функции ЦИК не могут быть переданы другим органам и организациям.

То есть если мы говорим об электронном голосовании, то нужно будет разработать систему, которая смогла бы шифровать, обеспечивать тайну голосования, и при этом доступ к данным должен быть только у ЦИК, так как этот орган у нас отвечает за выборные процессы и подсчет голосов, - разъяснила вице-министр юстиции.

По ее словам, перед госорганами стоит задача привести в порядок действующие базы данных граждан, чтобы в будущем проработать вопрос перехода к электронному формату всего избирательного процесса.

- Здесь есть две проблемы, - продолжила их перечень Муканова. - Список всех граждан Казах-стана, который есть в базе данных физических лиц, несовершенен, в нем существуют ряд ошибок, неполнота данных. Параллельно другая система учета ведется местными исполнительными органами в своих регионах, которые на каждые выборы готовят спис-ки избирателей. Получается, что ввиду внутренних миграционных процессов не всегда у нас списки идеальны.

И если бы мы предусмотрели онлайн-открепительный институт (для того чтобы проголосовать в силу ряда причин (командировка и т. д.) на другом избирательном участке. - Т. Г.), а потом граждане себя в этих списках не нашли, это стало бы дополнительной критикой. До определенного периода записи актов гражданского состояния о рождении, смерти фиксировались на бумаге. Они не все до конца оцифрованы и не в идеальном состоянии. Нужно признать, что недостатки имеются, которые нам мешают продвинуться, - обрисовала реальность вице-министр.

Поскольку многих претендентов на президентское кресло казахстанцы не знают, а их имена даже “не гуглились” до предвыборной кампании, журналисты предложили Минюсту замерять политический бэкграунд или влияние кандидатов сразу пос­ле их выдвижения.

- Что касается наличия политического бэкграунда, то это спорная инициатива, - парировала вице-министр. - Потому что у нас правом быть избранным обладает любой гражданин Казахстана, который соответствует требованиям законодательства о выборах. То есть введение еще дополнительных требований и препон не будет поддержано самим общес­твом. Ряд кандидатов, да, возможно, не столь активны, но при этом они могут представить очень интересную предвыборную программу, могут проявить себя в качестве лидера!

Муканова также отметила, что президентские выборы в этом году проходят по пока еще действующему закону о выборах, а вот предстоящие в 2023 году парламентские выборы состоятся с учетом новых законодательных поправок.

- В частности, нормы об аккредитации общественных организаций, которые хотят выступать в роли наблюдателей за выборами, вступят в силу с 1 января 2023 года, то есть они не будут действовать на период нынешних президентских выборов. Этот же порядок касается и профессионализации территориальных избирательных комиссий, а также предельных норм пожертвований в избирательные фонды кандидатов, а также норм нового порядка агитации в социальных сетях, - заметила спикер.

Остается добавить, что в минувшую субботу президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ подписал сразу шесть законов, четыре из которых конституционные: “О Конституционном суде”, “Об уполномоченном по правам человека”, “О прокуратуре”, “О реализации мартовского послания главы государства народу” и поправки в Кодекс об адмнарушениях. Подписание состоялось в торжественном зале Акорды в присутствии руководителей парламента и правительства, депутатов, известных экспертов и общественных деятелей. Подписанные законы стали логическим итогом состоявшегося в июне республиканского референдума о внесении изменений в Конституцию.

Тогжан ГАНИ, Астана

Поделиться
Класснуть