1623

Вытравить агрессию

В ноябре в школах страны введут правила профилактики буллинга

Вытравить агрессию

Точной даты пока нет. В Министерстве просвещения нам ответили, что документ вступит в силу после согласования с уполномоченными на то госорганами. Он, как и алгоритмы реагирования на травлю, будет единым для всех образовательных учереждений страны.

На портале “Открытые НПА” проект обсуждали в августе. Одно из частых замечаний в комментариях: документ обобщенный, конкретики нет. Речь только про отношения “агрессор-ребенок, подвергшийся буллингу”. А если травят всем коллективом? Не в стенах школы, а после уроков? Кто-то из взрослых будет за такие факты отвечать?

Вот как правила предлагали работать, в частности, с агрессором. Провести с ним беседу и посетить семью, рассказать родителям о случившемся, а потом попытаться изменить его отношение к окружающим - работать индивидуально и в группе, “формировать навыки контроля за эмоционально-поведенческими проявлениями и уважительного отношения к правам человека, чести и достоинству любого человека…” - и далее в том же духе.

Я спросила в Минпросвещения про конкретные меры профилактики - мне ответили: информируют учащихся, педагогов и родителей о запрете травли, включат в план воспитательной работы отдельного раздела, касающийся этой темы, будут проводить мониторинг условий образовательной среды (ума не приложу, что это значит. - О. А.) и привлекать к профилактической работе родителей, госорганы, общественников. Насколько эти меры окажутся эффективными?

- Школа и сейчас работает над профилактикой буллинга. Но может ли она сделать что-то в этом направлении, если ребенок находится на уроках максимум шесть часов в день? - задает мне встречный вопрос учитель истории одной из карагандинских школ Евгений МЯСНИКОВ.

 - Все остальное время он проводит дома, на улице, в интернете, то есть в своей среде. Среде, которая его формирует. И если в семье ученик сталкивается с буллингом родителей по отношению к нему или друг к другу, он это перенесет и в школу. Как к этому отнесется школа? Я вам честно скажу: она будет отписываться. Потому что учителя и так завалены работой.

- В каком смысле “школа будет отписываться”?

- Приходит письмо: “Дайте сведения о работе по предотвращению буллинга”. Кто-то - завуч, классный руководитель - сидит и пишет отчет. Да, на бумаге все хорошо, но вряд ли это будет совпадать с реальностью.

Я ознакомился с правилами - они хорошие, все верно написано, но на учителей повесят ответственность еще и за воспитательные аспекты, которые они не могут контролировать во внеурочное время - после уроков, на переменах, на каникулах. В школе происходит одно, за ее стенами - другое. На моих уроках дети не матерятся - у них есть определенные рамки, которые нельзя нарушать. Но как только эти же дети выходят на улицу, они общаются на полуматерном языке. Может ли школа что-то с этим сделать? Возможно, может - ежедневным воспитанием, трудом, но все равно, оказываясь за ее стенами, ребенок начинает жить по другим правилам.

- То же самое касается и буллинга?

- В какой-то степени, да. Ведь такая работа проводится и сейчас, мы уделяем внимание теме травли. Если есть заявление от родителей, его рассматривают на комиссии, привлекают завучей, психологов, инспектора по делам несовершеннолетних. Это все нужно. В школе, безусловно, не должно быть буллинга. Но давайте будем требовать не только со школы. Начинать надо с семьи. Говорить о нравственном воспитании, пропагандировать правильные ценности.

Юрист по правам человека Халида АЖИГУЛОВА - один из инициаторов внедрения антибуллинговых правил.

 Она подчеркивает: важны не правила сами по себе, а благополучие ребенка. Он должен идти в школу и не бояться травли. Формирование безопасной школьной среды зависит от директоров, учителей, родителей и самих учеников.

- Правила - это хорошо. Но, как показывают казахстанские реалии, проблема в том, работают они или нет. У нас в ходу второй вариант. Думаю, вы сами это понимаете.

- Если ориентироваться на этот аргумент, то у нас и Конституцию, и Уголовный кодекс, и любые другие законы не соблюдают, но это же не значит, что мы должны их отменить. Да, говорят: “Зачем эти правила? Все равно их никто не будет выполнять!”. Всегда есть проблема с реализацией. Чтобы законы и правила эффективно работали, каждый из нас должен взять ответственность за соблюдение этих законов. Тогда наше общество станет более зрелым.

- Я разговаривала с учителями, они парируют: чаще всего причины буллинга кроются в семье, и работать надо с ней. По их мнению, школа этих проблем не решит.

- Причин буллинга несколько. Основная - дети в силу возраста не обладают хорошо развитыми навыками эмоционального интеллекта, не умеют эффективно контролировать свои эмоции, агрессию и регулировать конфликты. Либо дети-буллеры не осознают в полной мере негативные последствия своего агрессивного поведения по отношению к другим людям.

Есть определенная связь между бытовым насилием и буллингом в школе. Дети, которые подвергаются насилию, сами чаще становятся жертвами буллинга: в семье их уже так загнобили, что они не умеют защищать свои личные границы и терпят насилие еще и в школе. Либо дети - жертвы бытового насилия - сами совершают насилие: дома они не могут дать сдачи взрослым, но им нужно выплеснуть свою боль, они совершают травлю в отношении более слабых детей.

Я считаю, в любом случае учителя не должны оставаться безучастными. Если им известно о фактах насилия в семье ребенка, если они видят на его теле раны или синяки или ребенок сам рассказывает, что его избивают, педагог обязан сообщить об этом в правоохранительные органы согласно статье 127-1 Кодекса об административных правонарушениях. Иначе его привлекут к ответственности.

- Мы говорим о крайностях: синяки, раны. Любой нормальный человек на них отреагирует.

- Это нам так кажется. Я занимаюсь защитой прав детей и вижу, что, к сожалению, некоторые учителя намеренно закрывают глаза на случаи, когда ребенка избивают в семье. Они и буллинг в классе игнорируют. И это приводит к печальным последствиям. Поэтому и нужны правила профилактики травли. В них перечислены приз­наки, по которым можно определить, ребенок совершает или подвергается буллингу. Если учитель видит их в поведении ребенка, он с ним общается, выясняет, в чем причина. Главное - вовремя прийти на помощь.

Правила устанавливают ответственных за профилактику и реагирование на травлю в школе. Если учитель видит, что в классе нездоровая атмосфера, он сообщает коллегам, на которых возложили эту функцию, и они дальше вместе работают. В правилах прописан и пошаговый алгоритм действий. Сейчас его нет, поэтому некоторые педагоги живут по принципу “а оно мне надо?!”. В результате этого равнодушия дети годами могут страдать от травли в школе.

Мы должны работать не с последствиями, а с причинами, чтобы потом не заниматься “тушением пожара” и решением более серьезных ситуаций. В прошлом году в одной из школ Алматинской области один ученик якобы намеренно толкнул другого. Между ними произошла словесная перепалка, в которую вовлеклись другие дети. В итоге она перерос­ла в массовую ночную драку. Вот к чему приводят игнорирование проблем буллинга и нарушения прав детей в школе.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть