Дешевле - себе дороже
Министр энергетики Болат АКЧУЛАКОВ в пятницу ответил на вопросы о строительстве АЭС, ценах на бензин и о том, будет ли Казахстан расплачиваться рублями за российский газ по примеру своих соседей.
На пресс-конференции в СЦК у главы Минэнерго поинтересовались: не скажется ли на репутации нашей страны тот факт, что в современных геополитических условиях строительством АЭС в Казахстане займется консорциум из 4 международных компаний, среди которых и российский “Росатом”? Министр отметил, что Казахстан еще не принял решения, технологию какой из четырех стран выберет:
- Процесс отбора самой технологии из 4 компаний - “Росатома”, китайской China National Nuclear Corporation, корейской KHNP и французской компании - еще не завершен. “Росатом” - это одна из возможных моделей. Все будет зависеть от того, какую технологию мы сперва выберем. Говорить о том, что мы кого-то выбрали и с кем-то начинаем строить, пока рано. Что касается рисков санкций, это также учитывается. Но сегодня каких-либо санкционных ограничений компании “Росатом” пока нет. Поэтому мы рассматриваем все в штатном режиме, смотрим технологические аспекты и репутационные. Все в комплексе рассматривается, - ответил Болат Акчулаков.
Ранее сообщалось, что АЭС будет построена в Казахстане в 2030 году.
Спросили у министра о частых остановках в системе Каспийского трубопроводного консорциума - то из-за технических аварий, погодных условий, то из-за решения российского суда. Напомним, через этот магистральный трубопровод экспортируется 80 процентов казахстанской нефти в Европу. В августе на КТК вновь приостановили отгрузку нефти через два выносных причальных устройства (ВПУ) из-за трещин на оборудовании. Погрузочные операции сейчас ведут через третий ВПУ.
- После 25 октября уже будут запущены дополнительные две ВПУ. Все необходимое находится там, работы уже ведутся. Только недели полторы назад был один нюанс, связанный с недостаточным количеством водолазного оборудования. Хочу отметить, что КТК работает 20 лет в агрессивной среде - морской воде. Периодически ремонт проводили, однако у каждого оборудования есть какой-то предел. Может, совпадение такое, что именно в этом году оборудование начало выходить из строя. Но полностью эти работы ведутся. КТК, в принципе, в этом году на длительные сроки не останавливался, - высказался министр.
Он отметил, что для Казахстана достаточно одного причала, чтобы экспортировать текущий уровень добычи нефти. Два ВПУ - это уже 100-120 процентов мощностей. А третий причал вообще всегда был резервный.
Главный энергетик страны прокомментировал и вопрос, в какой валюте будет расплачиваться Казахстан за газ из России. Среди стран ЕАЭС на предложение РФ оплачивать газ рублями согласились Беларусь, Армения и Кыргызстан.
- В ЕАЭС действительно обсуждается вопрос о создании общих рынков газа. Буквально вчера переговоры были и несколько дней назад. Одно из предложений российской стороны - определить, что все расчеты ведутся в рублях. Но наша позиция - данная опция должна быть на выбор сторон - участников договора. Это должно быть коммерческим условием двусторонних договоров на куплю-продажу газа. Когда кто-то будет покупать газ, он может выбрать любую валюту - рубли, тенге и любые другие нацвалюты стран ЕАЭС, - заявил Акчулаков.
Глава Минэнерго ответил на вопрос и о том, почему не дешевеет бензин “народной” марки АИ-92:
- По бензину АИ-92 мы, наоборот, сохранили цену. Сейчас самая главная задача - сохранить этот уровень цен. Единственная рокировка, которую мы делали, - это вместо 182 тенге некоторым регионам пришлось установить цену 187 тенге. Объясню, почему. Есть отдаленные регионы, которые находятся на максимальном отдалении от нефтеперерабатывающих заводов. Есть регионы, в которые доставка топлива, в том числе бензина, осуществляется только лишь автовозами. То есть там нет железных дорог. Мы договорились, что в таких отдельных регионах дополнительно цена будет поднята до уровня 187 тенге, чтобы дать возможность безубыточно довозить туда. А так... задача по снижению стоимости 92-го бензина сейчас не стоит. Стоит вопрос его сохранения. Если мы будем снижать цены, учитывая, что у нас с сопредельными странами разница достигла 100 и более тенге, а по дизтопливу вообще порядка 200 тенге, то это приведет к еще более массовому оттоку данного вида топлива, и тогда будет действительно дефицит! - заявил Акчулаков.
Тогжан ГАНИ, Астана