1860

Все вопросы ведут в Минюст

На горизонте партийного поля страны отчетливо маячат пока только три новые организации

Все вопросы  ведут в Минюст
Рисунок Игоря КИЙКО.

Обычно неприметный министр юстиции Канат МУСИН, к которому редко мои коллеги обращаются в правительстве и мажилисе, в эти дни у журналистов нарасхват. Еще бы, возглавляемое им министерство разработало законопроект о 7-летнем президентстве и пере­именовании столицы в Астану, а сейчас сюда стекается вся информация от активной части населения о планах и намерениях по поводу новых политических партий и многое другое.

На пресс-конференцию с главой Минюста, состоявшуюся вечером в минувший понедельник, записались 23 журналиста, и каждый задавал по два вопроса. Правда, министр был не очень словоохотлив.

Больше всего его расспрашивали про 7 лет президентства. По мнению Мусина, это достаточный срок, чтобы реализовать самую амбициозную президентскую программу. А на вопрос: “Разве мало четырех или пяти лет для реализации реформ?” министр ответил, что “не хочет сейчас это обсуждать”, и порекомендовал обратиться к недавнему посланию Касым-Жомарта ТОКАЕВА народу - “там все указано”.

Мусин еще раз напомнил, что сама обновленная Конституция, в частности ее статья 91, гарантирует, что в будущем не переделают вновь Основной закон в части сроков и полномочий главы государства.

- И Конституционный суд обязан будет, если такие поправки когда-то будут включены в законопроект, их исключить! - заявил глава Минюста.

Представители СМИ напомнили, что в Уголовном кодексе все еще остаются статьи, касающиеся посягательства на жизнь, публичного оскорбления, осквернения изображений первого президента страны и другие нормы о нем, хотя из Конституции уже убрали упоминание закона о первом президенте Казахстана.

Отвечая на эту реплику, Мусин заметил:

- Если рассматривать эти статьи с точки зрения правовой, то никакого ущерба они для закона не несут. В этих статьях устанавливается отдельный субъект, который находится под защитой данной статьи УК. Конституция гарантирует неприкосновенность всем президентам страны, в том числе и бывшим. Под неприкосновенностью понимается защита от оскорблений, посягательства на жизнь и так далее. С юридической точки зрения, я не вижу необходимости их исключать. В дальнейшем, когда будем работать над ревизией Уголовного кодекса, посоветуемся с учеными, практиками, вопросы будем решать коллегиально.

Я попросила Каната Мусина прокомментировать его решение проголосовать в парламенте за переименование столицы в Нур-Султан в 2019 году, когда нынешний глава Минюста был мажилисменом.

- Вопросы о моей деятельности в качестве депутата не касаются темы сегодняшнего брифинга. Это раз. Во-вторых, это мое личное мнение и мое личное волеизъявление. Поэтому оно комментированию не подлежит, поскольку касается только меня! - отрезал министр.

Зато главный юрист страны охотно ответил на вопросы о будущих досрочных парламентских выборах и какие партии в них смогут участвовать:

- Есть порядок объявления парламентских выборов. Если выборы очередные, то они объявляются за какое-то время до истечения полномочий парламента. Полномочия мажилиса VII созыва, который сейчас действует, истекают в 2026 году. Но если речь идет о досрочных выборах, то для этого парламент должен быть распущен. Это конституционная норма. То есть его полномочия должны быть досрочно прекращены. Глава государства в сентябрьском послании объявил, что парламентские выборы состоятся в первой половине 2023 года. Будем из этого исходить.

Министр добавил, что ему сложно прогнозировать, сколько новых партий может быть зарегистрировано до предстоящих парламентских выборов. Это все зависит от их организаторов.

- Потому что основанием для отказа в принятии уведомления о регистрации партии - а это первый этап процедуры регистрации партии - как правило, являются те ошибки, которые допускаются организаторами при формировании списков инициативных групп, выявляемые при их проверке в Мин­юсте, - сказал он.

Пока же первый этап процедуры регистрации прошли три партии, и сейчас они находятся на стадии проведения съездов и формирования партийного актива.

- Чтобы зарегистрировать партию по ныне действующему закону, она должна иметь в своем составе не менее 20 тысяч членов, которые должны быть представлены в большинстве регионов страны - в каждом регионе не менее 600 членов партии.

Партия “Халык дербестиги” провела съезд, представила в Мин­юст список своих членов. Сейчас проводится проверка списков. Партии “Намыс” и “Байтак” находятся на стадии проведения съез­дов. Другие партии на сегодня пока стадию подачи уведомления в Минюст не прошли, поскольку их документы не соответствуют требованию закона, - сообщил министр.

По его данным, с 2019 года уведомления на регистрацию подали 18 партий, но дальнейших требуемых действий от части из них не последовало. В итоге их уведомления утратили силу.

- Осталось 13, из них три сейчас я назвал, которые прошли. Остальные проходят организационные стадии, - сказал Мусин.

Тогжан ГАНИ, фото с сайта kapital.kz, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее