1722

Лайфхак от министра: как поставить в тупик мошенника

После заседания правительства во вторник стало известно, что псевдосотрудники банков обзвонили чуть ли не всех казахстанцев, включая министров. Чтобы втереться в доверие, зло­умышленники называют полное имя своих потенциальных жертв, другие личные данные и даже номера банковских карт (!), придумывая тревожные истории, похожие на правду.

Лайфхак от министра: как поставить в тупик мошенника

Но министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат МУСИН (на снимке) - тертый калач, и обмануть его сложно. В отличие от простых казахстанцев он не отключает свой мобильник, когда понимает, что на другом конце провода телефонный разводила, а продолжает общаться с ним. И тот сам прерывает разговор.

- У меня на это (на звонок мошенника. - Т. Г.) элементарный ответ. Как только я такой звонок получаю, я отвечаю на казахском языке. Они сами кладут трубку, - объяснил свою “хитрость” журналистам Мусин в кулуарах правительства.

Чаще всего, подметил он, мошенники звонят из-за границы и говорят исключительно на русском языке. Отечественные операторы видят его как обычный звонок. Но поскольку любое мошенничество - вне закона, этим вопросом занимаются правоохранительные органы, а в части блокировки сомнительных звонков из роуминга цифровое министерство ведет работу с операторами связи. Уже подписан меморандум, проведено тестирование технологий, готовность которых министр оценил как высокую. Он подчеркнул, что два оператора связи “значительно продвинулись по тестированию технологии блокировки таких звонков”.

- Что касается мошенничества по домашним телефонам, это уже работа “Казахтелекома”. Мы цифровые технологии и связь обеспечиваем, но если, используя их, мошенники пользуются источниками информации, достают базы данных, начинают названивать людям, это мошенничество, это не минус цифровых технологий, - полагает Мусин.

Главный цифровизатор страны рассказал, что планируется запустить биометрическую идентификацию при регистрации мобильного телефона:

- На одного человека оформ­ляется масса номеров, они вывозятся за границу, и через них мошенники начинают совершать мошеннические действия. Сейчас мы введем необходимые законодательные изменения, чтобы биометрическую идентификацию могли использовать при идентификации личности и при регистрации мобильных номеров, технически мы готовы. Вы видите, везде используется биометрическая идентификация: в eGov, в банках.

После этого мы думаем, что таких лиц, покупающих по тысяче номеров и оформляющих их на себя, будет меньше. Если через них будут мошеннические действия, они будут нести ответственность. При биометрической идентификации уже будет уверенность, что человек действительно, когда покупал номер, подтвердил, что это его номер, - пояснил Мусин.

Он сказал, что норма будет вводиться как для новых, так и для старых номеров.

А на самом заседании правительства премьер-министр Алихан СМАИЛОВ спросил Мусина о сбое информационной системы, произошедшем 3 августа, который более чем на сутки парализовал работу электронного правительства.

- Да, 3 августа произошел структурный сбой серверного центра государственных органов. Мы проверили данный сбой, проанализировали. Это было в связи с тем, что произошел сбой ряда информационных систем. Благодаря оперативной работе сотрудников информационных технологий в 14.00 работоспо­собность большинства систем была восстановлена без потери данных граждан, - отчитался Мусин.

По его словам, чтобы е-правительство работало стабильно, в 2023 году планируется построить независимую инфраструктуру центров обработки данных, основной и резервный центры обработки данных.

Тогжан ГАНИ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть

Свежее