1613

Запасы есть, но мы докупим

Вводится запрет на вывоз из страны бензина, дизтоплива и отдельных видов ГСМ автотранспортом

Запасы есть,  но мы докупим

Казахстанские нефтезаводы сейчас работают на предельных оборотах, поэтому, чтобы покрыть возникший дефицит дизельного топлива, принято решение импортировать его в объеме 100 тысяч тонн из России в ближайшее время. Об этом сообщил министр энергетики Болат АКЧУЛАКОВ в понедельник на брифинге в Службе центральных коммуникаций.

Действительно, у нас из года в год есть проблемы (с обеспечением внутреннего рынка дизтопливом. - Л. Т.), - признал министр, отвечая на соответствующий вопрос журналистов. - Но по сравнению с двумя-четырьмя годами ранее у нас на столько количество потребителей не выросло. Рост промышленности, населения, сельхозугодий не произошел за последние два года на столько, чтобы не хватало топлива. В августе этого года 517 тысяч тонн отгружено на рынок, и их уже нет. Мы не виним дальнобойщиков, но не нужно вывозить топливо целенаправленно! В этом весь вопрос. Сегодня заводы работают на пределе, поэтому мы вынуждены импортировать. На опыте этого периода мы наработали практику. Думаю, такая ситуация весной не должна повториться.

Акчулаков сообщил, что фонд “Самрук-Казына” и “КазМунайГаз” по поручению правительства подписали контракт на импорт дизельного топлива в сентябре-октябре:

- Объем двух партий - до 100 тысяч тонн. Однозначно этот объем из Российской Федерации - у нас ближайших поставщиков такого количества дизельного топлива просто нет. Это все входит в рамки индикативных балансов. Изначально была предусмотрена такая возможность импортирования дизтоплива из России так же, как и авиакеросина. Сейчас уже отгрузки начались, “КазМунайГаз” этим непосредственно занимается, и мы уже ожидаем первую партию импорта.

Для обеспечения внутреннего рынка необходимым объемом неф­тепродуктов увеличен объем переработки нефти и производства ГСМ.

- Прогноз производства нефтепродуктов на этот год составляет 13,72 млн тонн, что более чем на 1,04 млн тонн выше, чем в прошлом году. Уже по итогам восьми месяцев текущего года производство дизельного топлива составило 3,53 млн тонн, что больше на 259 тысяч тонн, или 10,5 процента, чем за аналогичный период 2021 года. Прогноз производства дизтоплива на этот год - 5,2 млн тонн, что более чем на 300 тысяч тонн больше, чем в прошлом году, - проинформировал Акчулаков.

Он также отметил, что на фоне роста производства дизтоплива, а также продолжающегося ограничения экспорта сформировали существенные запасы еще до начала ремонта на Павлодарском нефтехимическом заводе. На 1 июня эти запасы составили 402 тысячи тонн. Сельхозтоваропроизводителям в июле отгрузили 106,6 тысячи тонн топлива, а в августе - 145,6 тысячи. Всего им планируют поставить 423,5 тысячи тонн.

В этом контексте журналисты отметили, что уборочная идет полным ходом, но удешевленного топлива, по информации моих коллег, на заправках нет, поэтому урожай могут не успеть собрать вовремя, а это в свою очередь приведет к росту цен на продукты питания.

- Возьмут ли на себя ответственность Минэнерго и “КазМунайГаз” в случае удорожания продуктов? - спросили медийщики.

- Откуда такая информация? - парировал встречным вопросом Акчулаков. - Мы поставляем топливо в срок и в необходимых объемах, которые были заявлены согласно графику Министерства сельского хозяйства. До 5 сентяб­ря догрузим весь августовский объем, в июле тоже перебоев не было. Если есть вопросы в регионах по поводу отсутствия топлива, прошу о таких фактах сообщать нам. Но в адрес региональных операторов все объемы со всех трех НПЗ полностью отгружаются без перебоев.

Глава Минэнерго также рассказал, что подписан приказ о запрете на вывоз из Казахстана бензина, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов автомобильным транспортом.

- Экспорт прочих видов нефтепродуктов разрешен только с НПЗ. Введены дифференцированные цены на АЗС. Вносятся дополнения в целях реализации контроля по отпуску лимитированного объема дизельного топ­лива. Увеличено количество подачи вагоноцистерн.

Осуществляется приоритетная отгрузка в регионы с наиболее критической ситуацией по остаткам дизельного топлива, - рассказал о принимаемых мерах министр.

Журналисты спросили, будут ли в Казахстане с учетом планов по расширению посевных площадей и увеличению транзитного потенциала строить четвертый нефтеперерабатывающий завод.

- Строительство полноценно нового НПЗ на 5 или 10 млн тонн приведет к затовариванию завода, так как у соседних стран нет такой емкости для экспорта из Казахстана. Поэтому четвертый НПЗ для Минэнерго отождествляется с расширением Шымкентского НПЗ, потому что этот завод изначально был запланирован на мощность 12 млн тонн. И территории, и общезаводского хозяйства, в принципе, достаточно для того, чтобы этот завод расширить, - ответил Акчулаков.

По его словам, технические решения по расширению НПЗ уже приняты, сейчас ведутся соответствующие “детальные переговоры” с партнерами. Модернизация завода займет не более 3-4 лет.

В завершение брифинга министр ответил на вопрос, изменятся ли цены на ГСМ:

- В ближайшие 180 дней цены на топливо меняться не будут. Есть подписанный соответствующий приказ. В следующем году посмот­рим. Существенная разница в цене на ГСМ с нашими соседями приводит к перетоку топлива из республики. Разница в цене увеличивается ежегодно, сейчас она уже более чем в два раза ниже, чем в России и Кыргызстане. У нас много транзитного транспорта. Но плана и прогноза по значительному увеличению стоимости ГСМ на следующий год у нас нет.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть

Свежее