2874

Год длиннее, неделя - короче

С предстоящего учебного сезона все школы, за исключением трехсменных, перейдут на пятидневку

Год длиннее, неделя - короче

По субботам не должно быть занятий для детей, а также учебной и иной работы в школах для учителей, директоров и всех остальных сотрудников общеобразовательных учебных заведений. Какие еще изменения ожидаются в сфере образования, обсудили в пятницу в ходе республиканской августовской конференции педагогов.

- Мы приняли решение, что со следующего года (учебного, 2022-2023 гг. - Л. Т.) все школы, за исключением школ с трехсменным обучением, перейдут на пятидневный формат работы. Это касается и директоров школ, и учителей, и всех работников. Мы считаем, что учителя должны в субботу отдыхать, находиться со своими детьми, - объявил министр просвещения Асхат АЙМАГАМБЕТОВ.

Это решение, подчеркнул он, никак не повлияет на отпускные учителей: время заслуженного отдыха - 56 дней - останется без изменений.

- Мы соответствующий приказ приняли, и я хотел бы попросить всех директоров школ прекратить практику проведения методических дней по субботам и приглашать наших педагогов для работы. Педагоги и директора школ должны работать всего пять дней, как это у нас прак­тикуется в дошкольных организациях образования, отделы образования так работают, - сказал министр.

Не без гордости он заявил, что в стране, наконец, прекратили использовать учителей в качестве массовки на всевозможных мероприятиях:

- Все мероприятия - и сам президент говорил об этом неоднократно - проходили с обязательным участием наших педагогов. Думаю, мы такую недобросовестную практику практически прекратили. Приняты меры по освобождению учителей от несвойственных функций, подворового обхода. Мы уже и забыли, что такое ходить по квартирам, стучаться в двери и переписывать детей. Учителя освобождены при поддержке главы государства от несвойственных отчетов и функ­ций, педагоги теперь, согласно приказу министерства, должны заполнять только два документа ежедневно, и эту работу мы с вами будем проводить и дальше.

Постарался глава Минпросвещения расставить все точки над i и в часто обсуждаемой сейчас теме ваучерного финансирования детских садов:

- В Казахстане распространяется и тиражируется много мифов по этому поводу. Якобы с нового учебного года мы будем размещать госзаказ через банки второго уровня, и каждый родитель будет получать эти деньги на свой счет... У нас было несколько пилотов, и мы приняли решение, что ваучерное финансирование будет. Но это не через перечисление денег каждому родителю! Это станет возможным только после внедрения в Казахстане социального кошелька и цифровизации финансовых механизмов. Это уже вопрос рассмотрения в перспективе.

В настоящее время, пояснил Аймагамбетов, ваучерное финансирование предусматривает, что управление образования определяет перечень организаций образования без конкретного количества выделяемых мест для госзаказа, и дальше уже родитель сам выбирает детский сад.

- Например, детский сад “А” в целом в перечне есть. Но пойдут туда 50 или 100 человек, это уже будут голосовать ногами, как говорится, сами родители, - сказал министр.

О дошкольном образовании высказался и вице-премьер Ералы ТУГЖАНОВ. По его словам, благодаря развитию государственно-частного партнерства 47 процентов частных детсадов способствовали сокращению очередности в сады на 30 процентов. С прошлого года по республике открыли более 700 детских садов.

- Поручаю ввести показатели качества работы детских садов, принятые в мировой практике, в рейтинге Starting well. Туда должны входить уровень удовлетворенности родителей, оценка общественности, уровень развития детей, качество питания, - заявил Тугжанов.

Говоря о среднем образовании, он отметил, что в школах страны сегодня работают 384 тысячи педагогов, дополнительная потребность в педкадрах составляет 3620 человек. Наибольший дефицит специалистов сейчас в Алматинской, Атырауской, Карагандинской, Туркестанской и Мангистауской областях.

Зампремьера напомнил, что с 2020 по 2023 год зарплата учителей вырастет в два раза. К примеру, в 2021 году по сравнению с 2019 годом средняя зарплата выросла на 87 тысяч и составила 253 тысячи тенге.

- Введены новые виды доплат за педмастерство, наставничество, степень магистра. Педагоги получают единовременное вознаграждение в размере трех должностных окладов за подготовку победителя, призера международных олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований. Как результат - сегодня мы видим, что лучшие выпускники школ при выборе профессии отдают предпочтение специальностям педагогических направлений, - подчеркнул Тугжанов.

Вместе с тем он констатировал, что итоги Национального квалификационного тестирования педагогов в первом полугодии показали неутешительные результаты. В тестировании участвовал 58 591 педагог, из которых лишь 16 202 (27,6 процента) набрали пороговый балл, 42 389 человек (72,3 процента) провалили задания.

- Педагоги имеют право проходить бесплатно Национальное квалификационное тестирование один раз в календарный год, повторно - один раз платно, пробные тестирования по желанию - на платной основе в течение года. По итогам аттестации предусмотрена доплата за педмастерство в размере от 30 до 50 процентов. На сегодня доплату получают 216 989 педагогов, - проинформировал Тугжанов.

По его мнению, поднять профессиональное развитие на совершенно иной уровень поможет объединение педагогов в предметные ассоциации.

- Поэтому прошу Министерство просвещения проработать вопросы создания республиканских ассоциаций педагогов по учебным предметам. Необходимо, чтобы такие объединения формировались по многоуровневому принципу - из педагогов школ, колледжей и вузов по одной и той же дисциплине. Участие в объединениях даст педагогам возможность погрузиться в уникальную интеллектуальную среду, - считает вице-премьер.

В завершение он высказался по вопросу безопасности детей. По его словам, абсолютно все школы оснащены системами видеонаблюдения, но лишь 30 процентов из них подключены к центрам оперативного управления (ЦОУ) полиции. Слабо организована работа по установке входных ограничительных турникетов: в Уральске они имеются всего в восьми школах из 56, в Туркестане - в одной школе из 34, в Алматы - в 28 из 207. Лицензированной охраной не охвачена ни одна школа в Костанае, Рудном и Петропавловске. В Туркестане под охраной находится всего одна школа из 34.

- До 30 сентября необходимо разработать комплексный план по защите детей от насилия с конкретными индикаторами и результатами. Нужно ускорить создание территориальных подразделений Национального центра по правам человека и ребенка. Акиматам регионов необходимо обеспечить соблюдение требований по привлечению к охране школ лицензированных организаций, - заключил Тугжанов.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Олега СПИВАКА и Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть

Свежее