2839

Цель номер один - достроить линию ЛРТ

Аким Нур-Султана Алтай КУЛЬГИНОВ признал, что легкорельсовый транспорт (ЛРТ), который столичные власти все же намерены ввести в городе, никогда не будет приносить доход и не окупит вложенных средств, но будет полезен в перспективе как социальный объект. Ведь через 10 лет население столицы, согласно прогнозам, вырастет вдвое. Между тем в акимате готовятся вскоре создать еще один новый район, а также высказались о введении лимита для миграции в главный город Казахстана.

Цель номер один - достроить линию ЛРТ

Деньги и долгострой

Кульгинов в пятницу на пресс-конференции выступал до победного конца, пока у журналистов не закончились вопросы. Это заняло ровно два с половиной часа. Больше всего его спрашивали про замороженный проект ЛРТ, который власти города решили теперь достроить. Насколько он выгоден столице?

- Много денег потрачено, много. И проект не завершен, к сожалению. ЛРТ не будет приносить доход. Это вид общественного транспорта, который необходимо субсидировать. Рассматривать его как бизнес-проект нельзя. Экономической пользы не будет, а вот социальная - будет. ЛРТ разгрузит транспортные коридоры города. И когда люди будут пользоваться им, то это будет социальный проект. Поэтому с учетом его истории, проблем, денег потраченных целесообразно его достроить и запустить, - отметил градоначальник.

В столице построено 500 опор надземного ЛРТ. По словам Кульгинова, на демонтаж бетонных опор ушло бы еще 20 млрд тенге. Узнав о такой цене вопроса, даже глава BI Group Айдын РАХИМБАЕВ, предложивший в начале года демонтировать эти опоры за свой счет, умыл руки. Все другие бизнесмены тоже отказались.

Аким подчеркнул, что для него главное - завершить проект. При этом он не сомневается в качестве построенных бетонных опор, которые идеально подходят для астанинского сурового климата.

- Бетонные опоры очень качественные. Каждая весит примерно 200-220 тонн, они армированные, железобетонные, и марка бетона очень высокая. Качество проверяют специалисты. Есть технический, авторский надзоры - многократный контроль, - отметил Кульгинов.

Аким напомнил, что после подписания контракта по проекту ЛРТ из республиканского бюджета предоставили аванс китайскому партнеру - 377 млн долларов (которые могут быть задействованы только после выполнения 60 процентов объема работ), это плюс к ранее оформленному займу в Банке Китая - 475 млн долларов.

- И сейчас по актам выполненных работ мы должны еще 116 млн долларов, а по опорам, которые выстроены, порядка 200 млн долларов уже потрачены. Видите, 1 млрд долларов получается, а проект еще не завершен, - посетовал аким.

Сколько лет уйдет на выплату долгов? Глава Нур-Султана признался, что за уже проведенную работу, но недостроенную линию ЛРТ столица будет расплачиваться 5 лет. Компания City Transportation Systems (CTS), которая является заказчиком линии ЛРТ, обязана выплачивать купонные вознаграждения каждые полгода. Так как учредителем CTS является столичный акимат, гарантии по выполнению обязательств обеспечивает государство. По словам акима, каждая полугодовая выплата обходится государству в 6,5-7 млрд тенге.

- ЛРТ - капиталоемкий проект. Мы не можем покрыть эти расходы из местного бюджета, суммы большие. Мы попросили поддержку из республиканского бюджета. Первый транш мы выплатили в марте, в котором 30 процентов было из местного бюджета, а остальное - из республиканского. По обязательствам нужно платить, иначе наступит дефолт. Невыполнение обязательств грозит международным арбитражем, - пояснил он.

При этом требуется еще 577 млн долларов на завершение проекта.

- Еще нужно решить вопрос по источнику финансирования, - продолжил Кульгинов. - Все банки во время пандемии приостановили работу, а в 2021 году, когда восстановление началось, мы вели переговоры с несколькими банками из-за рубежа, но в итоге они отказались, и наши внутренние банки тоже отказались от финансирования ЛРТ. Поэтому остается одно: если мы будем завершать ЛРТ, мы просим деньги из бюджета. Потому что по обязательствам мы все равно платим из бюджета, еще и с процентами.

Столица не резиновая

Другая проблема Нур-Султана - растущее в геометрической прогрессии население.

- По первому генплану, который был утвержден после переезда столицы, в 2030 году население города увеличилось бы до 800 тысяч человек. В 2010 году генплан корректировали и прогнозировали, что население составит 1,2 млн человек. Но, как мы видим, и этот показатель уже достигнут. Сейчас мы снова корректируем генплан. По новым прогнозам, к 2035 году население Нур-Султана удвоится, если будет соблюдаться такая динамика роста, - рассказал градоначальник.

Кульгинов подчеркнул, что для комфортной жизни в будущем нужно развивать инфраструктуру сейчас.

- В ближайшее время Есильский район нам придется делить на два района, потому что там растет население, это самый быстрорастущий район. За три предыдущих года здесь было зарегистрировано свыше 100 тысяч новых жителей. Это население пяти районов!

При открытии Есильского района здесь проживало 68 тысяч человек, сейчас уже 340 тысяч, скоро будет 400-500 тысяч жителей. Это колоссальная нагрузка на социальную и инженерную инфраструктуру! К какому-то моменту нужно иметь, я думаю, предел, лимит, ведь все это нужно содержать, и это будет сказываться на качестве жизни, если превысить норму потребления. Мы должны смотреть лимиты в будущем, - сказал аким.

“Я не устал!”

Кульгинова в очередной раз спросили, не устал ли он за четыре года градоначальства и не хочет ли подать в отставку. Но он ответил очень бодро:

- Я не устал! Я горжусь тем, что работаю на госслужбе! Считаю своим долгом максимально сделать так, чтобы были решены те задачи, которые стоят на повестке дня: строительство школ, доступного жилья, мостов, решение социальных вопросов наших граж­дан, общественных пространств, развития города в целом. Я считаю это своим долгом.

Тогда у него поинтересовались, как он относится к идее возвращения городу старого названия.

- То переименование было историческим решением. Официальное название города - Нур-Султан. Роль человека в истории нужно учитывать. Я не буду давать оценку уже принятому решению, - категорично ответил градоначальник, добавив, что не считает нужным пересматривать принятые решения, и подчеркнул, что у него много других задач, требующих внимания.

Когда его следом спросили про искусственный остров в столице и кто на нем проживает, он заявил, что не знает о нем ничего.

Празднуем скромно

Столичный голова прокомментировал расследование антикоррупционной службы о признании Центрального стадиона имени Кажымукана Мунайтпасова аварийным за взятку в 5 млн тенге, чтобы снести его и построить новый.

Кульгинов объяснил, что в 2020 году стадион собирались капитально отремонтировать. Акимат объявил конкурс на строительно-монтажные работы и даже определил подрядчика. Как только подрядчик начал свои работы, выяснилось, что некоторые конструкции не выдерживают нагрузки и могут в перспективе рухнуть.

- Чтобы признать объект аварийным, нужно экспертное заключение. Оно у нас имеется, то есть эксперты дали такое мнение. Но с учетом нового обстоятельства, я думаю, мы перепроверим информацию экспертов, - сказал Кульгинов.

По его словам, стадион нужен в том районе на правом берегу столицы, потому что желающих заниматься спортом все больше.

Журналисты поинтересовались, во сколько в этом году обошлось городской казне празднование Дня столицы, ведь в прежние времена в Нур-Султане закатывали торжества на миллиарды тенге.

- Мы планировали салют в тот день, но прогнозировался шквальный ветер и дожди, и поэтому не стали его делать. Но мы в пять раз меньше средств потратили на празднование Дня города по сравнению с 2019 годом! Мы организовали свыше 100 мероприятий, и бюджет был только 200 млн тенге. Из платных мероприятий было всего два-три концерта, на них люди покупали билеты, остальное все бесплатно. Мы хотели, чтобы люди почувствовали праздничную атмосферу, - отметил он.

Тогжан ГАНИ, фото СЦК, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть