3173

Ну что, родимые, поехали кататься!

Отечественные перевозчики просят сограждан пережить имеющиеся трудности

Ну что, родимые, поехали кататься!

Не секрет, что отечественный сервис пассажироперевозок вызывает - очень мягко говоря! - шквал негодования и массу вопросов, которые кочуют неразрешенными из года в год. А тут еще ковидная пандемия подложила форменную свинью. По заверениям Салтанат ТОМПИЕВОЙ, заместителя председателя комитета гражданской авиации Мининдустрии и инфраструктурного развития (МИИР), сейчас на рынке перевозок по внутренним направлениям ситуация благодатная. Но так ли это на самом деле?

- Пять авиакомпаний выполняют более 600 рейсов в неделю по 57 авиамаршрутам. 20 авиамаршрутов субсидируются из республиканского бюджета для обеспечения социально значимых направлений и выполнения регулярных рейсов, полеты по которым на коммерческой основе убыточны для перевозчиков, - отметила на пресс-конференции Томпиева.

Расширяется и география полетов: международное сообщение восстановлено, сейчас Казахстан имеет авиасообщения с 27 (против 24 в допандемийный период) странами по 102 маршрутам с частотой 476 рейсов в неделю. Да и активность пассажиров высока: с начала года аэропортами Казахстана обслужены 6,84 млн пассажиров, что на 13 процентов выше показателей предыдущего года.

Правда, последний фактор имеет и негативный оттенок: возросший пассажиропоток в том числе приводит к увеличению задержек рейсов, что ожидаемо вызывает критику в адрес перевозчиков. Но у министерства есть свой довод: в приоритете - безопасность, ни один борт не вылетит без тщательной проверки состояния судна или погодных условий. Если же задержка рейса происходит по вине авиакомпании, в соответствии с законодательством она незамедлительно должна предоставить пассажирам дополнительные сервис-услуги: два часа задержки - два телефонных звонка, прохладительные напитки, комнату матери и ребенка, более двух часов - горячее питание, гостиницу. А если авиакомпанию поймают на ненадлежащим образом предоставляемых услугах, то привлекут к административной ответственности - штрафам от 200 до 1000 МРП, заявила представитель МИИР.

Открестились от намеренных задержек и сами авиаперевозчики. Так, по словам вице-президента по наземному обслуживанию Air Astana Александра НЕБОГИ, задержки обычно происходят ввиду двух факторов: глобального и локального. Первый - неизбежный спутник международных рейсов, особенно сейчас, в постковидный период, когда вирусные ограничения резко отменили, но при этом остались ограниченные ресурсы крупных аэропортов на фоне очень высокого спроса на перевозки.

- Задерживается, к примеру, рейс Франкфурт - Нур-Султан по причине нехватки грузчиков, а этим рейсом летят транзитные пассажиры. И мы вынуждены придержать другой борт в аэропорту нашей столицы, чтобы захватить этих транзитников, и вот уже появляется вторая задержка. И так эта цепочка тянется в течение дня. Плюс наложилась ситуация с Украиной: наша авиакомпания вынуждена облетать пространство РФ, что повлекло удлинение маршрутов и сказалось на регулярности полетов, - разъяснил представитель компании. - Если же мы говорим про локальные факторы, то, допустим, в январе на регулярности полетов сказались отечественные события, а в целом это и погода, и стандарт­ные летние ремонтные процессы у аэропортов.

Поддержали коллегу по крылу представители SCAT и Qazaq Air: любая задержка - серьезные траты для авиакомпании. А про отмены и говорить не приходится - лишь в самом крайнем случае.

На вопрос, может, у авиаперевозчиков элементарно не хватает самолетов, профильное ведомство ответило, что лайнеров хватает. У каждой авиакомпании до 2025 года расписан график приобретения судов. В этом году Air Astana и Fly Arystan уже получили два аэробуса, до конца года ожидают еще пять воздушных судов; SCAT ждет до конца года прибытия 9 самолетов.

Но давайте признаемся: нашим гражданам проще смириться с задержкой рейса, чем с ценами на билеты. Вопрос ценообразования не просто актуальный - он больной! Как сказала представитель МИИР, тут, увы и ах, ничего не попишешь: регулирование ценообразования было отменено еще в 2016 году на основе международного опыта: мол, нигде в мире такой практики нет. С тех пор наши авиакомпании самостоятельно устанавливают цены.

По мнению самих авиаперевозчиков, цены на внутренние рейсы - крайне адекватные, а в переводе на те же евро - вообще смешные.

- Тарифы у нас колеблются от 10 тысяч до 61 тысячи тенге, то есть от 13 до 131 евро. Если рассчитать, исходя из тарифов, то час в воздухе обойдется примерно в 10 тысяч тенге, - привел нехитрую математику директор коммерческого комплекса по регулярному расписанию АО “SCAT” Николай БУРЯКОВ.

Настаивает на адекватности цен и Air Astana: у них широкий диапазон тарифов, а принцип “раньше купили - меньше заплатили” вообще должен стать основным для путешественников. По данным компании, 70 процентов билетов национального перевозчика пассажиры приобретают в категориях нижнего и среднего класса, а средний тариф составляет всего 27 тысяч тенге.

Правда, эти почти 30 тысяч - стоимость билета... только в одну сторону! А в салонах того же SCAT за полтора часа полета даже не покормят - подадут лишь бутылочку воды, остальное - сэндвич и напиток - за отдельную плату: 1500 тенге, так значится в меню.

Да и умолчали представители авиакомпаний, из чего же складывается цена на билет: из цены на авиакеросин (например, у Air Astana цены на него субсидированные), аэропортовских сборов? Прикрылись стандартным: “Покупайте заранее - и будет вам дешево”. И вообще, мол, берите пример с дисциплинированных немецких пассажиров (это Air Astana рассказала): билеты на направление Костанай - Ганновер они раскупают заранее, месяцев за 8 до вылета...

Рассказали на пресс-конференции о состоянии дел и на железной дороге. По словам и. о. председателя комитета транспорта МИИР Касыма ТЛЕПОВА, сегодня по территории рес­публики курсируют более 130 пассажирских поездов. Парк подвижного состава насчитывает 2,6 тысячи пассажирских вагонов со средним уровнем износа 46 процентов. За последние 10 лет приобретены 1,1 тысячи новых вагонов. В этом году будет приобретено еще 73 вагона.

- Мы понимаем, что есть определенные нарекания в отношении пассажирских сообщений, вагонов, - признал проблемы спикер. - За последние 5 месяцев мы получили более тысячи обращений (жалоб. - О. К.). Каждое было рассмотрено и приняты соответствующие меры. В том числе проверили более 200 вагонов, выявлены нарушения порядка 431, наложены штрафы на 32 млн тенге.

Он сообщил, что прорабатывается вопрос по привлечению швейцарской компании “Штадлер” для организации у нас в стране производства пассажирских вагонов по европейским стандартам. До 2029 года будет приобретено более 530 таких вагонов.

В свою очередь председатель правления АО “Пассажирские перевозки” Жанибек ТАЙЖАНОВ рассказал, что к летнему сезону запланировано курсирование 138 маршрутов, 104 из которых обслуживаются АО “Пассажирские перевозки” нацкомпании “Казахстан темир жолы”, остальные - частниками.

- 800 вагонов у нас преклонного возраста - от 28 до 44 лет, такова реальность, из них в 700 отсутствует система кондиционирования. Жалоб по этому поводу больше всего, - констатировал Тайжанов, но при этом радостно отметил, что компании удалось победить другую большую беду: больше не существует такой проблемы, как перекупщики, и создание искусственной нехватки билетов. А все благодаря системе электронного бронирования Mobius.

Порадовали железнодорожники и новостью, что запущены международные рейсы, курсирует уже 11 маршрутов. Кроме того, почти решена проблема некачественного сервиса по железке на озеро Алаколь. Критиковали перевозчика за плацкартные вагоны без кондиционеров, и вот - и купейных теперь достаточно, и кондиционеры стоят, и “тальго” туда тоже ездит.

А если пассажиры чем-то недовольны, компания всегда готова к предложениям и просит потерпеть:

- Мы боремся с безбилетным провозом, мы стремимся к адекватной ценовой политике, ведь действует динамическое ценообразование, которое дает возможность купить билет за 45 дней до отправления с 25-процентой скидкой.

Ну что, граждане-путешественники, проверим сказанное?!

К слову, на вопрос, нравится ли вам самим ездить в отечественных поездах, представитель “Пассажирских перевозок”, как мне показалось, немного замялся и не совсем уверенно ответил утвердительно.

Ольга КЕЦ, фото автора, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть