Ну что, родимые, поехали кататься!
Отечественные перевозчики просят сограждан пережить имеющиеся трудности
Не секрет, что отечественный сервис пассажироперевозок вызывает - очень мягко говоря! - шквал негодования и массу вопросов, которые кочуют неразрешенными из года в год. А тут еще ковидная пандемия подложила форменную свинью. По заверениям Салтанат ТОМПИЕВОЙ, заместителя председателя комитета гражданской авиации Мининдустрии и инфраструктурного развития (МИИР), сейчас на рынке перевозок по внутренним направлениям ситуация благодатная. Но так ли это на самом деле?
- Пять авиакомпаний выполняют более 600 рейсов в неделю по 57 авиамаршрутам. 20 авиамаршрутов субсидируются из республиканского бюджета для обеспечения социально значимых направлений и выполнения регулярных рейсов, полеты по которым на коммерческой основе убыточны для перевозчиков, - отметила на пресс-конференции Томпиева.
Расширяется и география полетов: международное сообщение восстановлено, сейчас Казахстан имеет авиасообщения с 27 (против 24 в допандемийный период) странами по 102 маршрутам с частотой 476 рейсов в неделю. Да и активность пассажиров высока: с начала года аэропортами Казахстана обслужены 6,84 млн пассажиров, что на 13 процентов выше показателей предыдущего года.
Правда, последний фактор имеет и негативный оттенок: возросший пассажиропоток в том числе приводит к увеличению задержек рейсов, что ожидаемо вызывает критику в адрес перевозчиков. Но у министерства есть свой довод: в приоритете - безопасность, ни один борт не вылетит без тщательной проверки состояния судна или погодных условий. Если же задержка рейса происходит по вине авиакомпании, в соответствии с законодательством она незамедлительно должна предоставить пассажирам дополнительные сервис-услуги: два часа задержки - два телефонных звонка, прохладительные напитки, комнату матери и ребенка, более двух часов - горячее питание, гостиницу. А если авиакомпанию поймают на ненадлежащим образом предоставляемых услугах, то привлекут к административной ответственности - штрафам от 200 до 1000 МРП, заявила представитель МИИР.
Открестились от намеренных задержек и сами авиаперевозчики. Так, по словам вице-президента по наземному обслуживанию Air Astana Александра НЕБОГИ, задержки обычно происходят ввиду двух факторов: глобального и локального. Первый - неизбежный спутник международных рейсов, особенно сейчас, в постковидный период, когда вирусные ограничения резко отменили, но при этом остались ограниченные ресурсы крупных аэропортов на фоне очень высокого спроса на перевозки.
- Задерживается, к примеру, рейс Франкфурт - Нур-Султан по причине нехватки грузчиков, а этим рейсом летят транзитные пассажиры. И мы вынуждены придержать другой борт в аэропорту нашей столицы, чтобы захватить этих транзитников, и вот уже появляется вторая задержка. И так эта цепочка тянется в течение дня. Плюс наложилась ситуация с Украиной: наша авиакомпания вынуждена облетать пространство РФ, что повлекло удлинение маршрутов и сказалось на регулярности полетов, - разъяснил представитель компании. - Если же мы говорим про локальные факторы, то, допустим, в январе на регулярности полетов сказались отечественные события, а в целом это и погода, и стандартные летние ремонтные процессы у аэропортов.
Поддержали коллегу по крылу представители SCAT и Qazaq Air: любая задержка - серьезные траты для авиакомпании. А про отмены и говорить не приходится - лишь в самом крайнем случае.
На вопрос, может, у авиаперевозчиков элементарно не хватает самолетов, профильное ведомство ответило, что лайнеров хватает. У каждой авиакомпании до 2025 года расписан график приобретения судов. В этом году Air Astana и Fly Arystan уже получили два аэробуса, до конца года ожидают еще пять воздушных судов; SCAT ждет до конца года прибытия 9 самолетов.
Но давайте признаемся: нашим гражданам проще смириться с задержкой рейса, чем с ценами на билеты. Вопрос ценообразования не просто актуальный - он больной! Как сказала представитель МИИР, тут, увы и ах, ничего не попишешь: регулирование ценообразования было отменено еще в 2016 году на основе международного опыта: мол, нигде в мире такой практики нет. С тех пор наши авиакомпании самостоятельно устанавливают цены.
По мнению самих авиаперевозчиков, цены на внутренние рейсы - крайне адекватные, а в переводе на те же евро - вообще смешные.
- Тарифы у нас колеблются от 10 тысяч до 61 тысячи тенге, то есть от 13 до 131 евро. Если рассчитать, исходя из тарифов, то час в воздухе обойдется примерно в 10 тысяч тенге, - привел нехитрую математику директор коммерческого комплекса по регулярному расписанию АО “SCAT” Николай БУРЯКОВ.
Настаивает на адекватности цен и Air Astana: у них широкий диапазон тарифов, а принцип “раньше купили - меньше заплатили” вообще должен стать основным для путешественников. По данным компании, 70 процентов билетов национального перевозчика пассажиры приобретают в категориях нижнего и среднего класса, а средний тариф составляет всего 27 тысяч тенге.
Правда, эти почти 30 тысяч - стоимость билета... только в одну сторону! А в салонах того же SCAT за полтора часа полета даже не покормят - подадут лишь бутылочку воды, остальное - сэндвич и напиток - за отдельную плату: 1500 тенге, так значится в меню.
Да и умолчали представители авиакомпаний, из чего же складывается цена на билет: из цены на авиакеросин (например, у Air Astana цены на него субсидированные), аэропортовских сборов? Прикрылись стандартным: “Покупайте заранее - и будет вам дешево”. И вообще, мол, берите пример с дисциплинированных немецких пассажиров (это Air Astana рассказала): билеты на направление Костанай - Ганновер они раскупают заранее, месяцев за 8 до вылета...
Рассказали на пресс-конференции о состоянии дел и на железной дороге. По словам и. о. председателя комитета транспорта МИИР Касыма ТЛЕПОВА, сегодня по территории республики курсируют более 130 пассажирских поездов. Парк подвижного состава насчитывает 2,6 тысячи пассажирских вагонов со средним уровнем износа 46 процентов. За последние 10 лет приобретены 1,1 тысячи новых вагонов. В этом году будет приобретено еще 73 вагона.
- Мы понимаем, что есть определенные нарекания в отношении пассажирских сообщений, вагонов, - признал проблемы спикер. - За последние 5 месяцев мы получили более тысячи обращений (жалоб. - О. К.). Каждое было рассмотрено и приняты соответствующие меры. В том числе проверили более 200 вагонов, выявлены нарушения порядка 431, наложены штрафы на 32 млн тенге.
Он сообщил, что прорабатывается вопрос по привлечению швейцарской компании “Штадлер” для организации у нас в стране производства пассажирских вагонов по европейским стандартам. До 2029 года будет приобретено более 530 таких вагонов.
В свою очередь председатель правления АО “Пассажирские перевозки” Жанибек ТАЙЖАНОВ рассказал, что к летнему сезону запланировано курсирование 138 маршрутов, 104 из которых обслуживаются АО “Пассажирские перевозки” нацкомпании “Казахстан темир жолы”, остальные - частниками.
- 800 вагонов у нас преклонного возраста - от 28 до 44 лет, такова реальность, из них в 700 отсутствует система кондиционирования. Жалоб по этому поводу больше всего, - констатировал Тайжанов, но при этом радостно отметил, что компании удалось победить другую большую беду: больше не существует такой проблемы, как перекупщики, и создание искусственной нехватки билетов. А все благодаря системе электронного бронирования Mobius.
Порадовали железнодорожники и новостью, что запущены международные рейсы, курсирует уже 11 маршрутов. Кроме того, почти решена проблема некачественного сервиса по железке на озеро Алаколь. Критиковали перевозчика за плацкартные вагоны без кондиционеров, и вот - и купейных теперь достаточно, и кондиционеры стоят, и “тальго” туда тоже ездит.
А если пассажиры чем-то недовольны, компания всегда готова к предложениям и просит потерпеть:
- Мы боремся с безбилетным провозом, мы стремимся к адекватной ценовой политике, ведь действует динамическое ценообразование, которое дает возможность купить билет за 45 дней до отправления с 25-процентой скидкой.
Ну что, граждане-путешественники, проверим сказанное?!
К слову, на вопрос, нравится ли вам самим ездить в отечественных поездах, представитель “Пассажирских перевозок”, как мне показалось, немного замялся и не совсем уверенно ответил утвердительно.
Ольга КЕЦ, фото автора, Нур-Султан