3010

Куда ни рули - всё в пыли

Сезон отпусков не за горами, а обещанную трассу на озеро Алаколь так и не построили

Куда ни рули - всё в пыли

Масштабная реконструкция автобана Талдыкорган - Калбатау - Усть-Каменогорск началась пять лет назад и должна была соединить Алматинскую и Восточно-Казахстанскую области. Ее протяженность - 767 километров. Здесь планируют построить 28 больших и малых мостов, две транспортные развязки, два переезда через железнодорожные пути. Но почему-то подрядчик - ТОО “Citic Construction” - не спешит заканчивать начатую работу.

На этом участке дороги стоит мертвая тишина - ни техники, ни рабочих не наблюдается. Только пыль столбом стоит от проезжающих машин.

- Глушитель оторвало, колесо лопнуло - ехать невозможно. Я плачу налоги за машину, все соц­отчисления - куда это все девается?! У меня нервов не хватает тут ездить! - возмущается водитель Сергей МИТРОФАНОВ.

Новая асфальтированная дорога начинается сразу же за поселком Кызылагаш. 30 километров пути до Сагабиена мы преодолеваем очень быстро. Но в самом ауле стройка еще не началась. Дорога в ямах и колдобинах.

Далее до села Жансугурова уже разрешили ехать по асфальту, даже разметку сделали. А вот объездная дорога перед самым Саркандом, порядка 20 километров, покрыта гравийной насыпью. Водители преодолевают ее лишь за час. Видимость ограничивается густой пылью от автомашин.

- Ужасная дорога, в этом году говорили, что вроде бы закончат. А здесь все остановилось. По двое суток едем до Алматы. Машины ломаются, - злится водитель грузовика Владимир ОСТРОВЕРХОВ.

Возмущенных таким положением дел жителей села Кольбай не пришлось долго искать. Они неоднократно звонили в корпункт “Времени” с жалобами.

- Как только до нашего села дошла эта новая дорога, так все вокруг остановилось. Уже четыре года ждем, когда начнут ремонт. Вокруг пыль, грязь, - жалуется Айнаш КАЛДЫБЕКОВА. - Устали уже от бездорожья.

Затянувшийся ремонт доставляет массу хлопот и людям, занятым в придорожном бизнесе.

- Из-за таких неудобств нет возможности благоустроить территорию, не можем ремонт в кафе сделать. Все время приходится стены от пыли очищать, а мы же еще и еду подаем приезжим... Хоть сворачивай свое дело, - сетует владелица кафе Гульмира МИСЕБАЕВА.

Всего таких многострадальных аулов, через которые проходит эта знаменитая автомагистраль, мы насчитали аж восемь. Везде одна и та же проблема: ямы, пыль и грязь. И еще высокая аварийность.

- Сейчас асфальт проложен на 278 километрах автодороги, осталось завершить еще 30. Однако по причине дороговизны стройматериалов графики работы по ее реконструкции мы пока вынуж­дены отодвинуть на неопределенный срок, - говорит заместитель руководителя областного филиала НК “КазАвтоЖол” Нурхат АКЫЛТАЕВ. - Сейчас просчитываем смету, потому что проект у нас разработан в 2017-2018 годах. По мере решения этого вопроса приступим уже к строи­тельно-монтажным работам. Ждем финансирования, сроки конкретно не могу назвать.

Участок республиканской автомагистрали Талдыкорган - Калбатау - Усть-Каменогорск бюджету обходится в 123 миллиарда тенге. По плану проект должен был завершиться в конце года.

Между тем забуксовало и строительство прямой дороги к озеру Алаколь. Ее протяженность - порядка 97 километров. Хотелось отдельно остановиться на мостовых переходах. Их тут аж пять.

- Который год этот мост строят, да не достроят никак. Постоянно приходится объезжать его, это же тоже связано с риском - аварии бывают. Дорогу даже не грейдируют, ничего не делают. Уже весна заканчивается, а работы так и не ведутся, - возмущается житель села Кабанбай Болат КОШКАРОВ.

Реку приходится преодолевать через временную переправу и жителям села Теректы. Вместо разрушенного моста здесь успели построить только половину сооружения. В декабре прошлого года должны были завершить строительство моста через речку Сулеймен возле села Сапак. Но непонятно почему подрядчик, ТОО “СМРП 306”, кстати, выигравший в области не один тендер, не приступает к строительству.

Благо хоть предупреждающие знаки выставили, говорят водители. А так ночью можно вниз рухнуть.

- Зимой погиб парень. Я тоже один раз чуть не сорвался с обрыва на машине. Нужно же что-то делать уже! Обязательно ждать, чтобы что-то страшное произошло? - возмущается водитель Бау­ыржан КАДЫРБАЕВ.

Оказывается, только на строительство пяти мостов по направлению дорог Кабанбай - Лепсы и Кабанбай - Коктума было выделено свыше одного миллиарда тенге. Однако подрядчики выполнять свои обязательства не спешат.

В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области уверяют, что изучили состояние мостов и в других районах и городах Алматинской области. В итоге была разработана целая программа поэтапного восстановления 108 мостов. Разработали техническую и проектно-сметную документацию среднего и капитального ремонтов 31 мостового перехода, которые должны быть восстановлены в первую очередь.

- По Алакольскому району мы дополнительно мост строим в сторону Лепсинска, планируем в этом году сдать его в эксплуатацию, - как-то неубедительно сказал заместитель руководителя отдела областного управления автомобильных дорог Аманкельды АППАКОВ.

Люди уже с трудом верят в эти обещания. Туристы тоже огорчены тем, что опять к любимому месту отдыха придется добираться по разбитой дороге.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Талдыкорган

Поделиться
Класснуть