Вы паркуйтесь - вам зачтётся!
“Вся система работает прозрачно” - так о платных автопарковках Алматы всего полгода назад говорили ее руководители, ныне оказавшиеся под арестом
“Постановлением следственного суда ходатайство органа досудебного расследования удовлетворено. В отношении подозреваемого судом санкционирована ранее избранная мера пресечения в виде содержания под стражей сроком на два месяца, то есть до 15 июня 2022 года”, - сообщила в понедельник пресс-служба городского суда об аресте директора ТОО “Алматы СпецТехПаркинг Сервис” Марата ПРИНБЕКОВА. Как говорится, есть что вспомнить!
Электронный сервис платных парковок автомашин заработал в Алматы в 2016 году (забегая вперед, отмечу, что в итоге управленческая структура получилась довольно запутанной для простого обывателя). Не было сомнений, что серьезные люди в этот бизнес пришли надолго. 70 процентов доли ТОО “Алматы СпецТехПаркинг Сервис” оказалось в собственности компании RR2, принадлежащей известному казахстанскому бизнесмену Кайрату БОРАНБАЕВУ. Еще 30 процентов осталось под контролем акимата. Цели декларировали благие: “решить проблему хаотичной парковки в загруженных районах города и создать возможность для комфортного передвижения пешеходов, общественного транспорта и автомобилей”. Тариф 100 тенге в час сохранили. И всячески - особенно на первых порах - демонстрировали открытость: и толпы блогеров в офис приглашали, и на интервью соглашались, и общественников не забывали.
Не помогло. Как возмущались алматинцы: “Почему мы должны платить за пользование муниципальной землей частнику?”, так и продолжают. Еще и имена всем известных (а особенно теневых) владельцев компании, управляющей парковками, довлели над проектом с самого начала. Поговаривали, что через родственников она аффилирована с Бауыржаном БАЙБЕКОМ, в то время работавшего акимом Алматы. Во всяком случае при нем львиная доля управкомпании перешла одному из богатейших бизнесменов в нашей стране.
Через несколько месяцев после начала работы “А-паркинга” я брала интервью у представителя акимата, одного из разработчиков этой системы. Спрашивала и о том, связан ли аким с парковками. Но мой собеседник, как я его ни пытала, самоотверженно защищал шефа: “Нет там никакой связи!” (интервью см. “Возле акимата появится платный паркинг”).
Все это время горожан пытались убедить, что вариант “на муниципальной земле зарабатывает частник” единственно возможный, дескать, можно сказать, нам крупно повезло. Пытаешься возразить: мол, в других странах парковками управляют местные власти, а собранные средства тратят на развитие города - прилетает ответка: “Радуйтесь, люди такие деньжищи вложили! Раньше “жилеточники” были - теперь налоги в бюджет и цивилизованный подход. И вообще, государство - плохой управленец!”.
За последний месяц арестовали трех хороших управленцев. В марте по подозрению в хищении средств в особо крупном размере в квазигосударственном секторе на два месяца поместили под стражу самого Кайрата Боранбаева, на прошлой неделе - директора компании AlanParking Мухтара БАЗАРБАЕВА. И вот в понедельник, 18 апреля, - директора ТОО “Алматы СпецТехПаркинг Сервис” Марата Принбекова. AlanParking - оператор, управляющий платными площадочными парковками в Алматы. Но есть еще и тротуарные. Первые - за шлагбаумами, в основном возле рынков, вторые - вдоль дорог.
В декабре прошлого года ТОО “RR2” выкупило 30 процентов госдоли оператора платных площадочных парковок за, можно сказать (применительно к этому бизнесу), микроскопические 5 миллионов тенге. AlanParking стал единоличным владельцем площадочных парковок. Правда, там подчеркивали, что земля по-прежнему принадлежит городу, мы, мол, только пользуемся и налоги платим. И тротуарные, и площадочные парковки - общая вотчина “Алматы СпецТехПаркинг Сервиса”. Эта компания - оператор всей системы, известной под брендом “А-паркинг”.
В последний раз руководство “А-паркинга” выходило в люди 28 сентября 2021 года. То был ежеквартальный отчет перед комиссией по транспорту общественного совета Алматы. Какими же красками играло сказанное всего-то полгода назад! Представители “А-паркинга” - в зале присутствовало и его руководство - чувствовали себя как дома. Один общественник поинтересовался: “Что компания дает городу помимо того, что деньги с горожан собирает?” Другой бросился доказывать коллеге: “Поставили паркомат, нарисовали разметку и зарабатывают деньги - это суждение обывателей, которые не представляют механизмов организации парковок!”
И хоть нас посылали учить матчасть, мы все равно спрашивали про деньги. В “А-паркинге” всегда с удовольствием рассказывали, что налоговые поступления в сравнении с ранее существовавшей системой (хотя для “жилеточников” это громкое определение) увеличились в 10 раз! Про суммы, которые остаются в компании, тоже говорили, но уже без энтузиазма. Вот лишь небольшой фрагмент из той сентябрьской встречи.
- Сколько процентов от собранных денег за парковки остается в “А-паркинге”, сколько идет в город? - вопрос из зала.
- В бюджет города уходит порядка 30 процентов. Выручка в месяц - за тротуарные и площадочные парковки - порядка 100 миллионов тенге, - отвечал представитель “А-паркинга”.
- 30 миллионов уходит в бюджет, 70 миллионов остается паркингу? - попыталась я уточнить.
- 70 миллионов идет на расходы. Нельзя сказать, что 70 миллионов мы зарабатываем.
- Чистая прибыль у вас есть?
- Пока нет.
- За столько лет работы нет прибыли?
- Это пятилетний проект. Большие деньги вложены в технологию, вы не думайте… IT - это сложный процесс. Если у вас есть интерес, вы в любое время можете прийти к нам. У нас и депутаты маслихата, и общественный совет, и экспертный совет - все были и видели, как система построена. Мы открытая компания, и вся финансовая часть на официальном сайте есть. Раз в квартал выступаем перед общественным советом.
Задала вопрос заместителю руководителя управления городской мобильности Сымбату МЫРЗАГУЛОВУ (чуть раньше он отметил: “Это мировая практика - то, что у нас есть такая система”):
- Вы говорили про мировой опыт. Он как раз заключается в том, что деньги от платных паркингов переходят в бюджет и тратятся на развитие города. Управление городской мобильности - держатель 30 процентов акций компании (на тот момент еще не состоялся аукцион, на котором они перешли “А-паркингу”. - О. А.). Сколько денег управление получает как акционер и на что их расходует?
- Вы не поняли. Город их получает в виде налогов, - поправил меня Мырзагулов. - Налоги идут и на благоустройство.
- Вы, как акционер, их не получаете?
- Речь идет о дивидендах, - встал с места Марат Принбеков. - Вам же сказали: компания прибыли не имеет, значит, распределения дивидендов нет! И акционер в лице управления их тоже не имеет. За текущую деятельность компания выплачивает налоги. Они распределяются не в частности управлению, а всему городу.
- То есть вы не видите, на что эти деньги тратят? - я снова обратилась к Мырзагулову.
- Все идет в бюджет города и тратится в разных направлениях. Может, на социальные вещи, благоустройство - персональности нет.
- Тогда мировой опыт в нашем случае не работает...
- Вы где-то читали... Ну, возьмем опыт той же Москвы. Они облагораживают какие-то вещи, но это единая транспортная система города Москвы, - втолковывал мне, непонятливой, Принбеков. - Деньги от парковки аккумулируются там и идут на развитие транспортной системы. Но в Алматы этого нет. Мы за последний год вообще развития не получили. Точка безубыточности у нас настала бы на 20 тысячах машиномест (сейчас их порядка 11 тысяч. - О. А.), которые мы планировали достигнуть в 2019 году. Но из-за обстоятельств - пандемия и прочее - мы на нее не вышли. Если бы мы ее перешли, акционер в лице управления городской мобильности получил бы дополнительные средства.
И продолжил:
- Когда в 2016 году мы только начинали проект, одно машиноместо должно было стоить 540 тенге в час. Вы найдите данные, самая дешевая оплата в час - это в Алматы - 20 центов! Даже в центре Минска 2 евро! - эмоционально убеждал меня, а заодно и всех собравшихся Марат Усенович. - Но руководство города на тот момент сказало: “Исторически - 100 тенге в час”. Это сложный проект, акционер рискнул и вложил деньги. Посмотрите, какое мощное развитие в Узбекистане, но там нет парковок. Они в очереди стоят к нам - просят. Вы думаете, там богатых людей нет? Есть! Однако никто у них не рискует, хотя такая система там остро необходима. Это непростой проект, нельзя однобоко судить. Вся система работает прозрачно, каждая копейка, которая к нам поступает, проходит все ступени фиксации. В конце месяца департамент госдоходов выставляет нам счета, и мы их оплачиваем.
Вот так было дело всего полгода назад. Добавить нечего.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы