2489

Невзыскательный вариант

Количество дел в отношении должников по кредитам, алиментам и коммунальным платежам в Казахстане ежегодно растет больше чем на 1 миллион. В прошлом году их было уже 7 миллионов на общую сумму 9,3 триллиона тенге. Но судисполнителям удалось вытрясти с должников в полном объеме только 300 миллиардов. О причинах такого положения рассказал министр юстиции Канат МУСИН на правительственном часе в мажилисе.

Невзыскательный вариант

На нет и суда нет

Низкую эффективность исполнительного производства в Казахстане наглядно показывает официальная статистика. Сумма, подлежащая взысканию по решению судов, с каждым годом растет, а доля фактически взысканных сумм снижается.

- Например, в прошлом году в производстве судебных исполнителей находилось почти 7 миллионов исполнительных листов и других документов на сумму 9,3 триллиона тенге. Взыскание в полном объеме осуществлено лишь по 2,3 миллиона исполнительных документов на сумму 300 миллиардов тенге. А 608 тысяч исполнительных листов на сумму 2,4 триллиона тенге было закрыто из-за отсутствия у неплательщиков доходов или имущества, - привел безнадежные цифры Мусин, несколько раз заметив, что наблюдается ежегодный рост количества производств по долгам более чем на 1 миллион документов.

Все это, по его словам, связано с падением реальных доходов населения, а также с низкой эффективностью работы судисполнителей, в том числе и из-за несовершенства законодательства.

Например, часто судисполнители не способны принудительно взыскать долг даже тогда, когда у неплательщика есть имущество.

Канат МУСИН.

- Нередко должники злоупотребляют правом обжалования и используют его для затягивания процесса исполнения. Сегодня закон таков, что действия и процессуальные решения частных судисполнителей (ЧСИ) можно обжаловать только в суде. Судебные разбирательства по таким искам могут длиться 11 и более месяцев! За это время должники прячут имущество и деньги, - объяснил министр.

Ну, погоди, алиментщик!

В 2020 году, напомнил Мусин, были внесены поправки в нормативное постановление Верховного суда “Об ответственности за неисполнение судебных актов”, которые “облегчили привлечение злостных неплательщиков к уголовной ответственности”. Благодаря этому в прошлом году за неуплату алиментов к уголовной ответственности привлекли 316 казахстанцев, в том числе 159 осуждены. Для сравнения: в 2019 году по подобным делам к уголовной ответственности были привлечены только 62 человека.

Алименты - одна из самых сложных категорий дел. По словам Мусина, в большинстве случаев проблемные алиментщики либо скрываются от судебных исполнителей, либо занижают свою зарплату, чтобы платить меньше. Чтобы привлечь неплательщика к административной ответственности, необходимо составить протокол, но ЧСИ таким правом не обладает. Для этого ему необходимо привести должника в органы юстиции. При этом если должник не изъявляет желания явиться в юстицию, то насильно его может туда привести только полиция.

- Если бы законодательно у ЧСИ появилось право составления административного протокола, это бы в разы уменьшило количество нарушителей и поспособствовало бы более быстрому их наказанию и тем самым обеспечению взысканий! - считает Мусин.

Он сообщил, что сейчас Минюст разрабатывает концепцию нового закона об исполнительном производстве, в которой заложены такие полномочия судебного исполнителя.

Депутаты призвали особо не жалеть алиментщиков и чаще возбуждать против них уголовные дела. А мажилисмен Магеррам МАГЕРРАМОВ предложил также создать государственный фонд алиментов, однако главный юрист страны такую затею не поддерживает:

- На мой взгляд, это нереально, потому что переносить бремя выплаты алиментов с родителей на государство - это, во-первых, несправедливо, во-вторых, затратно, в-третьих, полностью дестимулирует плательщиков на то, чтобы выполнять свои обязанности. Есть государство, пусть оно платит, а он будет спокойно ходить - так, что ли?

Предложение предыдущего министра юстиции Марата БЕКЕТАЕВА создать фонд алиментов при Республиканской палате судебных исполнителей также не нашло отклика у Мусина. Выплату алиментов за счет судисполнителей он назвал нонсенсом.

Юристы против бумаг

Мусин предложил отказаться от бумажных писем при уведомлении должников:

- Огромной и практически нерешаемой на сегодняшний день является проблема уведомления сторон. Сейчас уже внедрено sms-извещение. Но эта мера неэффективна, поскольку не обеспечивает гарантированной доставки сообщения именно должнику или взыскателю: прочитал или не прочитал - непонятно. Очевидно и то, что направление уведомлений по почте - это уже архаизм как по срокам доставки, так и по стоимости. Только на отправку уведомления одним заказным письмом расходуется около 400 тенге! Наличие системы гарантированного уведомления - насущная необходимость для судебных исполнителей! Министерство работает над этим, предложения будут внесены в правительство в ближайшее время.

Пожалейте ЧСИ...

Судисполнители выражают озабоченность, что с учетом нынешней экономической ситуации в стране может быть исполнено всего лишь 10-20 процентов от общего числа исполнительных документов. При этом стабильной зарплаты они не получают. Их услуги оплачиваются в размере от 3 до 25 процентов в зависимости от суммы взыскания или стоимости имущества.

Вокруг этой темы в мажилисе разгорелась небольшая дискуссия. Депутаты предложили снизить ставки вознаграждения ЧСИ. В частности, Юрий ЛИ напомнил, что ЧСИ получают оплату в зависимости от категории дел. По исполнительным документам имущественного характера на сумму до 60 МРП ставка вознаграждения составляет 25 процентов. И если сумма взыскания составляет 180 тысяч тенге, то должник должен заплатить ЧСИ 45 тысяч тенге, итого он должен выплатить 225 тысяч тенге. А при сумме взыскания от 60 до 300 МРП ставка судисполнителя - 20 процентов. К примеру, если сумма взыскания составляет 900 тысяч тенге, то размер оплаты ЧСИ - 180 тысяч.

- Итого (во втором случае. - Т. Г.) общая сумма составляет 1 миллион тенге. В связи с этим вопрос: в условиях экономической нестабильности, роста инфляции и снижения доходов населения поддерживаете ли вы снижение ставок деятельности ЧСИ? - спросил депутат Ли у министра Мусина.

- Мы почему-то, когда говорим о правах должника, оставляем на втором плане то, что это лицо, облеченное обязанностью. Его обязанность - исполнить любое судебное решение добровольно. Ведь судисполнитель получает документы, когда добровольное решение не исполнено и наступает период его принудительного исполнения. Должник об этом знает: если он добровольно не исполнит, его будет заставлять это делать судебный исполнитель, за действия которого ему уже придется платить, - ответил глава Минюста.

До 2014 года такса оплаты услуг ЧСИ была по всем видам производства одной - 10 процентов от суммы взыскания. По словам министра, по некоторым производствам сумма вознаграждения исчислялась миллионами и даже десятками миллионов тенге. Однако с 2014 года законом определена регрессивная процентная ставка по исполнительным производствам: чем больше сумма взыскания, тем меньше процент, который получает судебный исполнитель.

- Да, нестабильность сейчас у нас присутствует, имеет место снижение благосостояния казахстанцев. Но судебный исполнитель такой же казахстанец, как и все мы, и его работа является единственным источником его существования. Если мы, ратуя за соблюдение прав должников и за состояние их кошелька, будем снижать оплату судисполнителей, то, соответственно, породим финансовую нестабильность и снижение доходов и у них тоже! На мой взгляд, лучше сохранять баланс, который сейчас существует, - резюмировал министр юстиции, отметив, что такова мировая практика.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть