5066

Январская трагедия: уроки и выводы

Важные показания дали в понедельник руководители силовых госведомств, правда, назвали не все имена, пароли, явки

Январская трагедия: уроки и выводы

Генеральный прокурор Берик АСЫЛОВ, главы других госорганов и правозащитники рассказали депутатам о ходе расследования трагических январских событий. Сколько человек пострадали в самых масштабных за историю независимости страны беспорядках? Как полицейские пытали задержанных, выбивая из них нужные показания? Когда назовут имена организаторов атаки против государства и их жертв? Эти вопросы прозвучали в понедельник на пленарном заседании мажилиса.

От митингов - к захвату власти

В начале пленарки депутатам показали пятиминутный видеоролик о январских погромах.

- Эти страшные кадры наглядно показывают, что Казахстан впервые сталкивается с таким за годы независимости, - прокомментировал генеральный прокурор.

Изложив всю хронологию январских событий, Асылов подчеркнул, что сотрудники полиции, военнослужащие Нацгвардии и Вооруженных сил до конца пытались сдержать насилие и до последнего не применяли боевое оружие, ограничиваясь спецсредствами нелетального действия - резиновыми пулями, слезоточивым газом и светошумовыми гранатами.

- Но это было воспринято (налетчиками и экстремистами. - Л. Т.) как слабость. Толпа с еще большим упорством атаковала сотрудников, используя огнестрельное оружие и подручные средства. Конечной целью акций являлся насильственный захват власти! По закону такие действия расцениваются как акты терроризма. Чтобы остановить насилие на улицах и защитить жизни граж­дан, сотрудники правоохранительных и специальных органов были вынуждены применить оружие, - заявил Асылов.

Применение оружия в таких случаях, подчеркнул он, прямо предусмотрено законами о правоохранительной службе, Нацгвардии, воинской службе и о противодействии терроризму.

- Наша страна в тот период подверглась агрессии, возник­ли риски для территориальной целостности Казахстана. Могли наступить необратимые последствия вплоть до потери государственности.

Эти факторы согласно статье 4 Договора о коллективной безопасности послужили основанием для привлечения миротворческого контингента стран - членов ОДКБ, - отметил глава Генпрокуратуры.

По его словам, январские события имели волнообразный характер.

Первая волна - это мирные митинги. Затем в ряды митингующих влились разного рода экстремисты, которые повернули протест в радикальное русло. На третьей волне присоединились криминальные банды.

- То есть мы увидели сращивание экстремизма, криминала и религиозного радикализма. Если бы не решительные действия государства, за этими волнами могли бы последовать и другие.

На конечном этапе - силовой захват власти. При этом можно сказать, что все действия носили скоординированный характер. Налицо спланированная акция, - констатировал Асылов.

Было повреждено более 1,5 тысячи государственных и коммерческих зданий, сожжено 765 автотранспортных средств, включая машины пожарной и скорой медпомощи, полиции и гражданские авто.

По этим фактам в целом возбуждено 3770 уголовных дел. Подавляющее большинство - в производстве МВД. По фактам убийства, краж, разбоев, хулиганства, хищений оружия. Антикоррупционная служба расследует 234 дела по фактам пыток. Комитет национальной безопасности ведет 15 дел по уголовным статьям о государственной измене, попытках захвата власти и по фактам получения взяток в особо крупном размере.

- По этим делам с санкции суда арестован бывший председатель КНБ МАСИМОВ и три его заместителя. Делам КНБ присвоен гриф “совершенно секретно”, в связи с чем подробно осветить результаты расследования мы не можем, - напомнил Асылов.

Он также проинформировал, что общее количество арестованных составило 766 человек, в основной массе это молодые люди в возрасте до 30 лет, безработные, без высшего образования. Среди них 19 приверженцев деструктивных религиозных течений, 27 активистов запрещенных экстремистских организаций, 24 члена организованных преступных групп, 113 лиц были ранее судимы за убийства, кражи, грабежи и разбои. Всего на причастность к совершенным преступлениям проверили более 22 тысяч человек.

- К примеру, под стражей ДЖУМАГЕЛЬДИЕВ, так называемый Дикий Арман, и 14 членов его группировки. Таким людям терять было нечего, они легко шли на различные преступления, громили магазины, занимались мародерством, нападали на административные здания, - отметил генпрокурор.

По его словам, по организации и участию в массовых беспорядках расследуют 44 уголовных дела. В Актюбинской и Жамбылской областях арестованы девять организаторов. Их подозревают в призывах к беспорядкам, погромам государственных и коммерческих объектов. В отношении участников беспорядков возбуж­дено 15 уголовных дел. В качестве подозреваемых по этим делам проходят 527 человек, под арестом находятся 278 лиц.

По актам терроризма расследуют 46 уголовных дел.

- 5 января начальники двух департаментов полиции и трех департаментов КНБ в Алматы, Алматинской, Жамбылской и Кызылординской областях оставили свои здания, в том числе с оружием. По этим фактам возбуждено семь уголовных дел. Основной объем следственных действий по ним завершен.

Начальник ДКНБ Алматы МАЖИЛОВ арестован. Также расследуется еще одно уголовное дело по факту превышения полномочий бывшим руководством Министерства обороны. Экс-министр обороны взят под стражу, - проинформировал Асылов.

Рассказал он также о похищенном оружии. Только из двух департаментов полиции - Алматинской и Жамбылской областей - преступники похитили почти 800 единиц огнестрельного оружия.

Всего из охотничьих магазинов и оружейных арсеналов правоохранительных и специальных органов похитили почти 3000 единиц оружия.

- Из этого объема найдена лишь треть, или 771 единица. Более 2000 единиц оружия, в том числе автоматы, ружья, пистолеты и гранатометы, а также гранаты, до сих пор находятся в руках преступников. Им можно вооружить целый полк. Понятно, что мирным жителям это оружие не нужно, - подчеркнул глава надзорного ведомства.

Вместе с тем Асылов остановился на больном для общества вопросе пыток задержанных. В Генеральную прокуратуру поступила 301 жалоба на недозволенные методы следствия. Девять наиболее резонансных случаев, где задержанные погибли в изоляторах временного содержания, расследуют спецпрокуроры.

В рамках этих дел задержали 9 должностных лиц, из которых 8 сотрудников ДКНБ и один полицейский. Все они с санкции суда арестованы.

- Полицейский подозревается в применении пыток с использованием утюга в здании департамента полиции Алматинской области. В Алматы шестеро сотрудников ДКНБ подозреваются в применении пыток к 24 гражданам, которых похитила преступная группа Дикого Армана. В результате все потерпевшие получили телесные повреждения, один человек умер.

Еще два сотрудника ДКНБ Алматинской области подозреваются в нанесении побоев ранее задержанному в изоляторе временного содержания, от которых он скончался, - рассказал Асылов.

Говоря о жертвах событий, он отметил, что всего в стране скончались 230 человек, среди которых 19 военных и силовиков.

Больше всего погибших в Алматы - 139 человек.

При отражении штурмов административных зданий и в ходе наведения правопорядка ликвидированы 86 нападавших. По 53 погибшим обстоятельства смерти выясняются. Они обнаружены на территории города с различными ранениями, в том числе 48 - с огнестрельными, два - с ножевыми, три - с другими травмами и ожогами. В других семи регионах 63 нападавших ликвидированы силами правопорядка при обороне зданий акиматов, полиции и ДКНБ.

- На сегодня мы точно знаем о гибели 20 граждан, которые случайно попали под обстрел. Из них 11 - в Алматы, восемь - в Алматинской области и один - в Таразе. Среди них те, кто попал под перекрестный огонь, есть погибший от рук погромщиков, а также те, кто не подчинился требованиям военных на блокпостах, - заключил Берик Асылов.

Не там копаете

Некоторыми результатами проделанной силовиками и правозащитниками работы поделилась адвокат, член общественной комиссии по расследованию январских событий AQIQAT Айман УМАРОВА.

- Многие ошибочно полагают, что все началось с мирных митингов, - заявила она. - На самом деле все началось намного раньше - с информационной подготовки к событиям. Массовыми беспорядками руководили профессионально подготовленные группы, среди которых не только гражданские лица, но и сотрудники специальных служб, а также криминалитет.

Информационная подготовка, по словам Умаровой, имела цели дискредитации действующего президента в глазах народа, радикализации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), а также отъема бизнеса.

- К примеру, уголовные дела в отношении бизнесменов Есбола ДЖАППАСОВА из Кордая и Галымжана НАКБАЕВА из Восточно-Казахстанской области. По делу Накбаева: со склада похищено несколько бочек цианида калия. 500 граммов данного вещества достаточно, чтобы парализовать население одного города. На заводе находилось около 35 бочек. Помимо этого на складах находились и такие химические вещества, как каустическая сода, азотная кислота. Во всех этих делах замешаны сотрудники КНБ, - сообщила Умарова.

Адвокат обратила внимание на то, что после прихода к власти Касым-Жомарта ТОКАЕВА и создания им Национального совета общественного доверия в стране начали проводить политические и другие реформы:

- Особое внимание президент уделял правам человека, что для КНБ, обладающего безграничной властью и держащего людей в терроре, означало выход ситуации из-под контроля!

Для создания повода для выхода людей на мирные митинги, которые стали бы отправной точкой для других уголовных правонарушений, резко начали повышать цены на газ, понимая, что жители Мангистауской области выйдут на протесты.

По мнению адвоката, недруги главы государства могли мстить ему за начатые им реформы.

- Если вы обратите внимание на выступления руководителей правоохранительных органов, мы ничего не услышали о регистрации уголовных дел по актам терроризма в отношении Масимова, его заместителей и руководителей региональных департаментов КНБ. Какие причины, когда есть все основания для этого? Прокуратура и другие правоохранительные органы считают, что они (Масимов и его заместители. - Л. Т.) не имеют отношения к актам терроризма, массовым беспорядкам только потому, что их не было на месте события уголовных правонарушений? - вопросила Умарова.

- Мы полагаем, - продолжила она, - весьма неоправданно, когда вменяют совершение уголовных правонарушений лишь исполнителям актов терроризма, а про организаторов забывают.

- Так кто же организатор актов терроризма и других уголовных правонарушений, нацеленных на насильственный захват власти? Возможно, вы считаете, что цель была совершить акты терроризма и разойтись по домам? - сыронизировала адвокат, обращаясь к органам расследования и к тем, кто его, возможно, тормозит.

Она отметила, что среди митинговавших 5 января было много азиатов, не владеющих ни казахским, ни русским языком, а также этнических казахов из дальнего и ближнего зарубежья.

- В настоящее время мы располагаем информацией о том, что с 2019 года в Казахстан из Афганистана заехали лица, получившие определенный статус, чьи паспорта аннулированы недавно, после январских событий, а сами они покинули Казахстан, выехав в Турцию и Европу, - сообщила Умарова.

По ее словам, в ходе январских событий боевики путем угроз и насилия вовлекали в массовые беспорядки мирных граждан. Так, в Алматы пятерых студентов заставили участвовать в массовых погромах.

- Эти случаи не единичны. Однако правоохранительные органы привлекают этих лиц к уголовной ответственности, несмотря на то что они являются жертвами насильственного экстремизма. Эти студенты показали, что те, кто их заставлял, были вооружены, в масках, между собой общались на незнакомом им языке! - выразила возмущение правозащитница.

Она также рассказала о расследуемом военно-следственным управлением МВД уголовном деле по факту гибели членов семьи САГЫНДЫКОВЫХ. По ее данным, семью расстреляли сотрудники управления специального назначения. Двое из той семьи, состоявшей из семи человек, погибли на месте, один был ранен.

- КНБ препятствует расследованию данного дела, просим передать его спецпрокурорам. Многие сведения получены из МВД, однако Генеральная прокуратура и другие органы не желают давать доступ к материалам уголовных дел! - возмутилась Умарова.

Недозволенные методы

Министр внутренних дел Марат АХМЕТЖАНОВ сообщил в своем докладе, что сейчас полиция расследует 2919 уголовных дел. К уголовной ответственности привлекают более 1000 лиц.

- В целом в отношении большей части подозреваемых мера пресечения в виде содержания под стражей не избиралась.

Сегодня под стражей находятся 184 подозреваемых, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления в период ЧП. Обеспечивается защита конституционных прав подозреваемых. По всем жалобам на действия сотрудников при задержании, доставлении и производстве следственных действий начаты досудебные расследования. Для объективности все эти дела переданы в антикоррупционную службу, - сообщил глава МВД.

В свою очередь глава Агентства по противодействию коррупции Олжас БЕКТЕНОВ напомнил, что после январских событий в правоохранительные органы стали поступать заявления на действия силовиков.

- В антикоррупционную службу по данным заявлениям из прокуратуры и МВД поступило 125 уголовных дел. По 109 заявлениям досудебные расследования начаты. По уголовному делу, где 11 заявителей утверждали, что их пытали с применением высоких температур, своевременно проведен весь комплекс следственно-оперативных мероприятий. В результате заявителям удалось опознать сотрудника полиции, который применял недозволенные методы следствия. После закреп­ления всех доказательств данное дело передано специальным прокурорам, - проинформировал Бектенов.

Он также заметил, что многие заявители указывают на полицейских, которые были в масках и касках, то есть они даже не видели их лиц, не знают имен.

- Сейчас следствие по крупицам восстанавливает январские события по показаниям заявителей и очевидцев, сохранившимся записям с камер видеонаблюдения. Эта работа осложняется тем, что многие камеры видеонаблюдения не функционировали либо были повреждены в ходе беспорядков. Большинство заявителей (172 человека) подозреваются в активном участии в массовых беспорядках, - отметил глава антикора.

Кто организатор?

Заслушав отчеты по результатам расследований, депутаты засыпали глав МВД, Генпрокуратуры и Минобороны животрепещущими вопросами.

- Я не понял, кто был заказчиком, организатором этого гос­переворота. Не вижу общей картины заговора. Есть ли хоть какая-нибудь рабочая версия того, каков был план заговорщиков и кто в итоге должен был их возглавить? - спросил Канат НУРОВ.

Однако ответа на этот волнующий всех казахстанцев вопрос у Генеральной прокуратуры пока нет.

- Более двух месяцев расследуем. Самые главные вопросы: кто организатор? кто должен был все это возглавить? кто зачинщики? Это очень серьезные вопросы, поэтому сразу ответить в настоящее время затрудняюсь. В конце расследования придем к этому вопросу точно, - был краток Берик Асылов.

Спросили его и о том, почему до сих пор не опубликованы имена погибших в январской трагедии.

- Список погибших на платформе “Январь-2022” мы изучили, он не совсем полный, есть недочеты. Список погибших людей мы официально не публиковали. Перед тем как разглашать, мы подумали, что причиним переживания семьям и родственникам погибших. Ведутся уголовные дела по фактам убийств, терроризма. Все эти моменты необходимо сначала изучить, кто был правонарушителем, а кто - мирным митингующим. В ходе расследования мы должны это все определить, а потом уже предоставим информацию, - объяснил генпрокурор.

В завершение пленарного заседания депутат Арман КОЖАХМЕТОВ попросил министра обороны Руслана ЖАКСЫЛЫКОВА оценить тактику лиц, участвовавших в январских погромах, сообщить, имели ли они опыт участия в военных действиях.

- На первый взгляд кажется хаосом, но четко прослеживалось наличие людей, прошедших подготовку, и не только по применению оружия, а также по тактике действия людей специального назначения. Например, во время охоты обычный человек передвигается с оружием боком, скрещивая ноги. Военнослужащий или человек, прошедший специальную подготовку, никогда ноги перекрещивать не будет, он будет передвигаться только приставным шагом, - обратил внимание на детали глава Минобороны.

Он также подчеркнул, что деструктивные элементы были хорошо подготовлены к действиям в городских условиях, в условиях на коротких дистанциях и в управлении группами и массами людей.

- Очень жесткая дисциплина. По характеру действий: все они скоординированы и направлены на выполнение конкретных задач. Все это позволило хулиганствующим элементам раздробить силы правопорядка, - заключил министр.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть