3565

Получат кайф?

В список гуманитарной помощи для Украины, которая формируется в том числе усилиями казахстанских граждан, вошли запрещенные в свободном обороте наркотические обезболивающие препараты. Возможна ли такая помощь?

Получат кайф?

Сборы гуманитарки идут в нескольких регионах страны - люди сочувствуют пострадавшим во время военных действий. Многие считают: чем ругаться по поводу новой войны в соцсетях, лучше оказать посильную помощь всем, кто в ней нуждается.

В Костанайской области к гуманитарной кампании присоединилась поликлиника “Жемчужина Стомед”, которая разместила об этом пост. Он создан в виде карусели - то есть серии фотографий с текстом. На первой читатели видят инфографику с заголовком “Гуманитарная помощь гражданам Украины”, а на двух других - списки необходимых препаратов и медсредств.

В списке лекарств указаны сильнодействующие обезболивающие, которые обладают наркотическим действием и эффектом привыкания. Эти препараты законным образом можно получить только в специальных отделах аптек по особым рецептам с тремя печатями и подписями нескольких врачей. Они предназначены для тяжелобольных людей, испытывающих сильнейшие боли, для облегчения их страданий перед смертью. Это морфин, промедол, фентанил.

Первые два - сильнейшие нар­котические анальгетики. Третий - синтетический опиоидный препарат. По данным официального сайта округа Кинг американского штата Вашингтон, он “в 100 раз эффективнее остальных опиоидов, и его часто добавляют в уличные наркотики”. И фентанил, и промедол, и морфин включены в специальный список наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях и находящихся под строгим контролем. Он утвержден постановлением правительства от 3.7.2019 г.

И вот эти препараты, как указано в посте, принимаются от всех желающих помочь Украине в пунк­тах сбора гуманитарной помощи. Списки с указанием этих препаратов висят на страницах многих казахстанских СМИ, прежде всего информагентств.

В Костанайской области пунк­ты сбора базируются в областном центре и в Рудном. Я позвонил по одному из контакт­ных номеров и, представившись, попросил прокомментировать ситуацию. Мне ответила девушка по имени Оксана.

- Вам можно привезти все по списку?

- Привозите, да, конечно.

- А что, и морфин, и промедол можно привезти?

- Эээ… Нет, конечно.

- Ну они же у вас в списке указаны. Вы действительно занимаетесь сбором наркотических препаратов?

- Нет! Мы не занимаемся таким сбором.

- А как понимать эти позиции в списке: морфин, промедол, фентанил?

- К сожалению, я не могу с вами говорить, всего доброго...

Напоследок Оксана сказала, что список лекарств был взят из аккаунта некоего посольства, какого - не уточнила.

Мы нашли его в аккаунте посольства Украины в Казахстане.

Наверняка, если бы организаторы сбора пожертвований составляли список лекарств самостоятельно, им бы в головы не пришло включить в него медицинские нар­котики. Они просто взяли готовый перечень, скопировали его и разместили в своих аккаунтах. Но теперь они, следуя букве закона, могут попасть под жесткий прессинг правоохранителей: даже попытка оборота наркотических средств у нас, как и в любой нормальной стране, строго преследуется в уголовном порядке.

В Казахстане на этот счет действует ряд норм и статей Уголовного кодекса. Ответственность по ним серьезная. В зависимости от обстоятельств и квалификации деяний виновные могут быть наказаны лишением свободы на срок от 7 до 15 лет. Выходит, угодить в неприятности, как кур в ощип, могут не только сборщики помощи, но и жертвователи…

Первый авиаборт с 2,5 тонны вещей уже улетел в Варшаву, о чем написано в свежих постах посольства в соц­сетях. Пока не известно, был ли этот груз оформлен как дипломатический (то есть не подлежащий проверке) и каким образом будут оформлены следующие отправки.

Но вернемся к информации от украинского посольства о приемке запрещенных наркотических препаратов. Насколько внимательно ее читали перед опубликованием казах­станские общественные активисты и компании, занимающиеся поставками лекарств?

Стас КИСЕЛЁВ, Костанай

Поделиться
Класснуть