5462

Мы спешим! И людей насмешим

Так депутаты и эксперты едва ли не хором оценили законопроект о личном подсобном хозяйстве

Мы спешим! И людей насмешим

Документ попытался эффектно представить министр сельского хозяйства Ербол КАРАШУКЕЕВ в мажилисе в понедельник. Он повторял как мантру, что по поручению президента документ надо быстро обсудить и принять. Его словам не вняли…

В Казахстане почти 1,6 млн личных подсобных хозяйств (ЛПХ), которыми только в одном 2020 году было произведено продукции сельского хозяйства на 2,6 трлн тенге, или 41,5 процента всей аграрной продукции в стране. Эти 1,6 млн мини-агропроизводителей выдают на своих маленьких участках больше овощей и фруктов, плодов и ягод, мяса и молока, чем профессионалы-фермеры со своей специальной сельхозтехникой на огромных площадях.

Однако, как заметил вице-спикер мажилиса Павел КАЗАНЦЕВ, продают личники свой урожай по дешевой цене посредникам, потому как не имеют возможности сдавать свою продукцию организованным хозяйствам и предприятиям. Да еще и никаких субсидий от государства не получают.

- Львиная доля государственной поддержки и льготного кредитования предоставляется в основном крупным сельхозтоваропроизводителям. Как таковые меры господдержки для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, отсутствуют, - сказал Казанцев, выступавший в роли модератора “презентации законопроекта” - так любят высокопарно называть такое, в общем-то, рабочее мероприятие парламентарии. Разве проекты законов... дарят?!

Глава Минсельхоза добавил, что ЛПХ как вид деятельности не урегулирован законами, не определен его статус. Остаются нерешенными такие их проблемные вопросы, как дефицит пастбищных и сенокосных угодий, экономическая недоступность кормов, сбыт выращенной продукции по справедливой цене, обеспечение материально-техническими ресурсами.

Кроме того, почти половина скотины в республике находится именно в ЛПХ. Как выразился министр, “этот огромный биологический актив работает на уровне натурального хозяйства и не охвачен никакими технологическими процессами, хотя здесь заложен большой потенциал, позволяющий повысить эффективность производства и получать дополнительные доходы для роста жизненного уровня сельчан”.

Разобраться со всеми этими проблемами и призван новый законопроект о личных подсобных хозяйствах.

- Здесь хотелось бы подчерк­нуть, что из постсоветских государств только у нас, в Казахстане, нет отдельного закона, который регулировал бы деятельность ЛПХ. По сути дела, ЛПХ работают, не имея законодательной основы! - отметил министр и продолжил: - В законопроекте деятельность ЛПХ будет классифицирована как непредпринимательская, что крайне важно для регулирования вопросов налогообложения. Но в хозяйстве может участвовать только одна семья, не привлекая наемных рабочих. ЛПХ не должны привлекать наемных работников, иначе они будут превращаться в ИП.

- Участвует только одна семья! - еще раз акцентировал внимание депутатов Карашукеев. - Если бы оставили эти лазейки, то многие предприятия воспользовались бы и ушли в ЛПХ, чтобы налоги не платить.

Еще одна важная новелла: проектом закона именно местные исполнительные органы должны будут создавать условия для развития ЛПХ. Это касается обеспечения пастбищными и сенокосными угодьями, организации снабжения материальными ресурсами, реализации выращенной продукции.

- Мы даем им право решить проб­лемные вопросы развития личных подсобных хозяйств в зависимости от возможности местных бюджетов. Это касается создания необходимой производственной инфраструктуры для их кооперативов. Усиливаем их ответственность по вопросам развития личных подсобных хозяйств, вводим норму отчетности акимов перед жителями села по этому вопросу. Создаем законодательную основу для оказания им мер государственной поддерж­ки. И эта работа будет проведена через кооперативы личных подсобных хозяйств! - бойко рапортовал аграрный министр, заявивший, что принятие этого законопроекта поднимет жизненный уровень сельских жителей.

Но депутаты с ним не согласились. Они сразу спросили, почему господдержка, предоставляемая ЛПХ, будет только при вступлении в сельхозкооперативы.

- В настоящее время выделяемых средств, порядка 310-350 млрд тенге - таковы возможности бюджета, - не всегда хватает сельхозтоваропроизводителям. Поэтому, если мы сейчас откроем возможность и пропишем в проекте закона, что личные подсобные хозяйства могут иметь права на получение субсидии, у нас не будет инструмента контроля за эффективностью этих субсидий, поэтому мы говорим: “Да, мы помогаем ЛПХ, но только через кооперацию”. Записать-то мы можем в законе (поддержку каждого ЛПХ. - Т. Г.), но помогать каждому личному подсобному хозяйству, которых 1,6 млн, мы не сможем - не хватит никаких финансовых средств! К сожалению, - вынужден был констатировать Карашукеев.

Такими же словами - “нет денег помогать каждому” - он ответил на вопрос, почему государство не может помочь ЛПХ хотя бы с дефицитными кормами, снизив им цену.

А когда подключились к обсуж­дению эксперты, фермеры, юристы, министр и вовсе затруднился с ответами. Если ему указывали на какие-то законодательные пробелы или противоречия, министр пожимал плечами и говорил, что на подготовку закона у них было очень мало времени. Мол, президент 1 сентября прошлого года поручил правительству разработать этот документ, дав чиновникам на это три месяца.

Депутаты не на шутку испугались. Но не за министра Карашукеева, а за себя. Ведь если глава Минсельхоза не может объяснить отдельные нормы законопроекта, то как им потом отвечать перед избирателями в отдаленных райо­нах и селах?

- Законопроект мы должны вернуть на доработку! - решительно призвала коллег, одновременно обращаясь к министру сельского хозяйства, депутат Гульнара БИЖАНОВА. - Да, ваше ведомство попыталось решить этот сложный вопрос с ЛПХ, но ключевым является слово “попыталось”! Учитывая, что 42 процента населения проживает в сельской местности, учитывая, что законопроект будет задевать самые чувствительные слои. Вы провели обсуждения с населением в Акмолинской и Карагандинской областях. Но такой единый безликий подход по одному и тому же вопросу приведет к социальному взрыву, это мы уже проходили. Я высказываю мнение всего нашего профильного комитета - мы еще на прошлой неделе вернули этот законопроект с массой вопросов, и сегодня, несмотря на то что министр старался, так и не были удовлетворены вашими ответами. Просто нужно нам, коллеги, принять решение, что законопроект сырой и с этим документом мы завтра в регион ехать не можем, потому что шквал вопросов от сельчан посыпется на нас!

Карашукеев пытался вновь напомнить, что президент поручил скорее разработать и принять законопроект, но депутаты были неумолимы.

- Тот срок главы государства - три месяца - не догма, его можно решить путем написания соответствующей служебной записки премьеру, я думаю, это можно решить. Вся грязная работа уходит на уровень местных органов. Но готовы ли они к ней? Их никто не обучал. Мы встретим шквал недовольства ввиду сырых норм и создадим условия для ненужных общественных движений, - отчеканила Бижанова.

В зале послышались одобряющие возгласы других депутатов. А мажилисмен Айбек ПАЯЕВ даже придумал рифму: “Мы спешим и людей насмешим!”

Какое решение в итоге приняли в мажилисе, непонятно - участники “презентации” просто разошлись.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть